Формирование освоения техники чтения и понимающего чтения детьми первого класса.

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
МАОУ гимназия № 5 Новороссийск

[Введите название организации]

Преодоление трудностей при обучении чтению.

Формирование освоения техники  чтения  и понимающего чтения  детьми первого класса.

 

 

 

Город      Новороссийск     2015 .

 


 

Преодоление трудностей при обучении чтению.

            Не секрет, что современные дети мало читают. У них появилось слишком много соблазнов, отвлекающих их от чтения и не позволяющих им получать от него удовольствие и, как следствие, расширять словарь, развивать «чувство языка», образное мышление, память, закладывать основы будущего грамотного письма на родном языке.

Однако и в современных условиях можно привить ребенку любовь к чтению. Как известно,  дети не любят делать то, что им трудно. Для того чтобы ребенок научился читать и начал получать от этого удовольствие, увлекся процессом чтения, нужно создать необходимую базу. Педагоги и родители должны понимать, что технического заучивания букв и слогов недостаточно для успешного овладения чтением. Независимо от того, на каком этапе у ребенка возникают сложности (при чтении букв, слогов, слов, коротких предложений), работу целесообразно проводить, соблюдая следующую последовательность:

-           повторение за педагогом (родителем);

-           проговаривание вместе со взрослым;

-           самостоятельное чтение.

           Следует отметить, что трудности в овладении чтением могут быть вызваны также следующими особенностями в развитии ребенка: отсутствие или недостаточно развитое чувства ритма, трудности переключения артикуляционного аппарата, сужение зрительно-го поля и др. Все эти проблемы могут отразиться на различных сферах познавательной деятельности, и требуют специальной коррекции.

Для улучшения техники чтения возможно использование проекторов, компьютерных программ и видеокараоке, которые очень интересны детям. На начальном этапе рекомендуется использовать мелодии в медленном темпе и знакомые детям песни. Это значительно облегчает детям процесс овладения чтением и повышает учебную мотивацию.

Важно подчеркнуть, что обучение чтению требует ежедневной тренировки. На начальном этапе ребенок должен читать два раза в день по 15-20 минут. Необходимо, чтобы дома был хотя бы один взрослый человек, заинтересованный в этом процессе и способный помочь ребенку организовать ежедневные занятия, закрепить то, что уже отработано в классе, проверить выполнение домашнего задания по чтению.

Обучение чтению включает в себя два главных направления: техника чтения и понимание прочитанного.

Рассмотрим возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, как при освоении техники чтения, так и при понимании текстов.

Проблемы освоения техники чтения

Понимание

1.         Трудности усвоения образа печатной графемы        

1. Умение понять и повторить слово(словарный запас)

2.         Слияние слогов

2. Умение вычленять непонятные слова из группы слов 

3.         Зеркальность (при чтении открытых, закрытых слогов)

3. Умение понять смысл короткого

            предложения и повторить его

4.Трудности слияния слогов в слово

4. Умение ответить на вопросы по

прочитанному предложению

5.         Трудности при присоединении согласного к открытому слогу

5. Умение сделать вывод из прочитанного

6.         Дифференцировка слогов с гласными 1 -го и 2-го рядов при чтении текста

           

6. Умение понять смысл короткого текста

7.         Трудности при чтении слогов со стечением согласных

7. Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту

                       

8. Чтение сложных (трех-четырех) слов

8. Умение пересказать текст своими словами

9. Сложности в соединении слов в пред-ложение и в повторении предложения

            9. Умение понять скрытый смысл текста

10. Скандированное чтение          

10. Выразительное чтение

           

11. Проблемы выразительности чтения  

 



1.1. Трудности усвоения образа печатной графемы

Этапы работы:

-           подготовительный этап;

-           запоминание печатной графемы;

-           воспроизведение печатной графемы;

-           дифференциация печатной графемы из ряда других.

Возможные формы работы:

-           всевозможные виды манипуляций с печатной графемой: обведение трафаретов, обведение по кальке, раскрашивание, шнуровка, запоминание одного изображения и нахождение его среди других;

-           игра «На что похожа графема» - разглядывание, называние похожих предметов, стихи для запоминания;

-           нахождение и выделение элементов, из которых состоит графема;

-           конструирование графемы (из элементов, из проволоки, ленты, лепка из пластилина и выкладывание поверх пластилина крупой);

-           нахождение в ряде других графем, в тексте заданной графемы;

-           нахождение заданной графемы в зашумленном поле;

-           «пройти по маршруту» - пройти ногами по нарисованной на большом листе бумаги, на полу, выложенной лентой графеме буквы;

-           стирание графемы пальцем с доски;

-           проведение контура графемы пальцем на песке, манке, бархатной бумаге;

-           выделение общего элемента в разных графемах, найти сходства и нахождение различий;

-           угадывание графемы с закрытыми глазами, когда учитель пишет ее пальцем на ладони, спине;

-           «волшебный мешочек» - среди пластмассовых букв в мешочке определить на ощупь, какую ты держишь в руке;

-           достраивание, дописывание графемы;

-           игра в «лото», «шетогу» с печатными буквами.

1.2. Слияние слогов

Этапы работы:

-           заучивание слогов целиком;

-           чтение открытых слогов вида: МА, МУ, ША, ШУ и т.д.;

-           чтение слов, состоящих из изученных открытых слогов, МА-МА, МА-ША;

-           чтение закрытых слогов АМ, УМ и т. д;

-           чтение слов, состоящих из комбинаций пройденных видов слогов, УШ-ЛА, УМ-НА;

-           чтение трехбуквенных слов;

-           чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;

-           чтение слогов со стечением согласных и т.д.

Возможные формы работы:

-           чтение по слоговым карточкам;

-           чтение по слоговым таблицам с определенными типами слогов, чтение слогов в таблице по строчкам, по столбикам, нахождение заданных слогов, возможных слов, нахождение слов среди слогов и др.;

-           чтение по текстам букваря, азбуки и др.;

-           чтение по разрезной, магнитной азбуке;

-           нахождение и обведение названных учителем слогов в ряде предложенных;

-           составление слов из выделенных слогов;

-           чтение - игра с кубиками (на всех гранях кубиков написаны пройденные слоги; кубик кидают друг другу, читают слоги и проверяют правильность прочтения партнером).

1.1.      Зеркальность (при чтении открытых, закрытых слогов).

Этапы работы:

-           маркировка левой стороны листа;

-           маркировка первой буквы в слоге;

-           автоматизация чтения изученных слогов (тщательно отработать пройденные слоги, не приступая к изучению новых);

-           упражнения на дифференцировку открытых - закрытых слогов.

Возможные формы работы:

-           маркировка первой буквы слога педагогом;

-           маркировка первой буквы слога ребенком;

-           обозначение стрелкой направления чтения слога;

-           чтение крупно написанных слогов с проведением пальцем в указанном направлении чтения (сначала открытые слоги, затем - закрытые);

-           составление открытых - закрытых слогов го магнитной (разрезной) азбуки: МА-АМ, РА-АР;

-           параллельное чтение открытых и закрытых слогов;

-           чтение цепочек, включающих зеркальные слоги;

-           чтение - игра с кубиками (на всех гранях кубиков написаны пройденные слоги; кубик кидают друг другу, читают слоги и проверяют правильность прочтения партнером).

Пример цепочки: МА-АМ-АЛ-АР-РА-КА-АК...

1.2.      Трудности слияния слогов в слово.

Этапы работы:

-           чтение двухсложных слов из простых открытых слогов при минимальном наборе по¬следних МА-МА, МА-ША;

-           чтение двухсложных слов из комбинаций открытых и закрытых слогов УШ-ЛА, УМ-НА;

-           чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;

-           чтение слогов со стечением согласных и т.д.

Возможные формы работы:

-           чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;

-           чтение слов нараспев с ускорением;

-           чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

-           элементы глобального чтения - запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

-           составление слов из одного данного слога и набора подходящих: МА + МА, ША, КИ, НЯ, ЛА, ЛО, ШУ;

-           чтение слов, отличающихся одной-двумя буквами с предварительным анализом различий;

-           чтение столбиков слов с одинаковыми гласными с предварительным выделением этой гласной;

-           чтение столбиков слов с одинаковой концовкой с предварительным выделением этой концовки;

-           чтение форм одного и того же слова с предварительным выделением общей части;

-           игра «Подскажи конец словечка»;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по гори¬зонтали - слева направо, по вертикали — сверху вниз, по диагонали;

-           самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали — слева направо, по вертикали — сверху вниз, по диагонали.

Пример: игра «Подскажи конец словечка».

 

1.3.      Трудности при присоединении согласного к открытому слогу

Возможные формы и этапы работы:

-           присоединение к одному открытому слогу разных согласных букв: СО-К, СО-Р, СО-Н, СО-М; на начальном этапе лучше использовать разрезную или магнитную азбуку или кубики с написанными слогами и буквами, чтобы учащиеся могли сами присоединять согласную к открытому слогу. При произнесении учить детей тянуть детям предлагают тянуть слог, к которому присоединяется согласная;

-           укорачивание слова, состоящего из двух открытых слогов: МА-ЛА - МАЛ; СА-МА - САМ;

-           чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

-           элементы глобального чтения - запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

-           игра «Подскажи конец словечка»;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

-           самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали - слева направо, по вертикали - сверху вниз, по диагонали.

 

1.4.      Дифференцировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов при чтении.

 Этапы работы:

-           заучивание слогов с гласными 1-го, 2-го рядов целиком;

-           чтение слогов в парах: МА-МЯ, НА-НЯ;

-           составление слов из слогов с гласными 1 и 2 ряда;

-           чтение трехбуквенных слов;

-           чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;

-           чтение слогов со стечением согласных и т.д.

Возможные формы работы:

-           чтение слов в таблице, где в нечетных столбиках гласные 1-го ряда, а в четных - 2-го. Дети читают первый столбик сверху вниз, потом снизу вверх, потом так же второй столбик, затем слоги первых двух столбиков читаются построчно вниз, а потом вверх. От группового чтения можно перейти к работе в парах: один из пары - «учитель» - говорит, какой столбик/столбики читать и в каком направлении, второй читает, а «учитель» проверяет, потом дети меняются ролями и сравнивают, кто лучше прочитал. Такое чте¬ние приводит к узнаванию слогов в лицо, целиком;

-           чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;

-           маркировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов в слогах, словах с последующим их прочтением;

-           составление слогов из магнитной или разрезной азбуки (учитель называет слоги, учащиеся должны составить названный слог; слог, противоположный данному, поверить правильность выполнения задания друг у друга и т.д.);

-           чтение слов нараспев с ускорением;

-           чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

-           элементы глобального чтения - запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по гори-зонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

-           самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в таблице по строчкам, по столбикам слева направо, сверху вниз и снизу вверх.

 

 

1.5.      Трудности при чтении слогов со стечением согласных.

 Этапы работы:

-           чтение слогов со стечением согласных в начале: КРА, ДРУ;

-           формирование умения находить слова со стечением согласных:

-           чтение слов со стечением согласных в начале слова: ХЛЕБ, КРОТ ит.д.;

-           составление слов, состоящих из одного слога со стечением согласных и набора подхо-дящих слогов: КРО + ЛИК, ТЫ, ХА;

-           чтение слогов со стечением согласных в конце: АКР, ЕСЛ;

-           чтение слов со стечением согласных в конце слова: ШАРФ, ЛИСТ, КУСТ;

-           чтение слов со стечением согласных в сложных случаях: СОРВАЛИ, ОТКРЫТЫЙ.

Возможные формы работы:

-           присоединение к одному открытому слогу разных согласных букв: К-РО, М-РО, П-РО, Д-РО;

-           чтение цепочек А-РА-КРА-КРАН-ЭКРАН с выделением всех получившихся слов из текста;

-           нахождение и выделение слогов со стечением согласных в ряде слогов, словах, в текстах;

-           маркировка одной согласной буквы точкой, оставшегося слога - дугой;

-           чтение набора из нескольких слогов с ускорением;

-           элементы глобального чтения - запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

-           чтение слов в таблицах;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

-           самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице слева направо, сверху вниз, снизу вверх.

Примеры цепочек:

А-НА-ОНА-РОНА-ОРОНА-КОРОНА

У-РУ-ДРУ-ДРУГ-ОДРУГ-ОДРУГА-ПОДРУГА

о-во-вол-волк-волки

И-ИЛ-СИЛ-СИЛА-ОСИЛА-НОСИЛА

1.6.      Чтение сложных слов

Этапы работы:

-           чтение слов из простых открытых слогов при минимальном наборе слогов: МА-ШИ-НА, МА-ЛИ-НА, ЛИ-МО-НЫ;

-           чтение слов из комбинаций открытых и закрытых слогов АХ-НУ-ЛИ, УМ-НИ-ЦА;

-           чтение слов со стечением согласных и т.д.: СВА-РИ-ЛИ, КРО-КО-ДИЛ, НА-КЛО-НИ-ЛА.

Возможные формы работы:

-           составление слова из данных слогов: соедини, проведи дорожки так, чтобы из слогов получилось слово; читать слоги из правого и левого столбика или верхнего и нижнего ряда; слоги, выделенные одним цветом; одного размера;

-           чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;

-.чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

-           чтение слов, отличающихся одной-двумя буквами, с предварительным анализом различий;

-           чтение столбиков слов с одинаковыми гласными с предварительным их выделением;

-           чтение столбиков слов с одинаковой концовкой с предварительным их выделением;

-           чтение форм одного и того же слова с предварительным выделением общей части;

-           чтение слов целиком с выделением интонацией ударного слова после предварительной маркировки педагогом или ребенком;

-           игра «Подскажи конец словечка»;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице слева на-право, сверху вниз;

-           самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице слева направо, сверху вниз.

 

 

1.7.      Сложности в соединении слов в предложение и в повторении предложения.

 Этапы работы:

-           чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим повторением предложения за педагогом;

-           чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;

-           чтение предложений, состоящих из трех-четырех слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;

-           чтение простых предложений, состоящих из пяти слов и более, с последующим самостоятельным повторением предложения;

Возможные формы работы:

-           многократное прочтение предложения и ответы на вопросы к каждому слову; затем повторение предложения;

-           прорисовывание каждого слова предложения с последующим повтором предложения по ряду картинок;

-           восстановление предложения с помощью деформированного ряда картинок (картинки перемешивает учитель - ребенок восстанавливает ряд и проговаривает предложение; картинки перемешивает ребенок - учитель восстанавливает с ошибками, ребенок ищет ошибки; учащиеся работают в парах);

-           восстановление предложения: ребенку дается написанное на бумажной полоске предложение. После многократного прочтения ребенку предлагается разрезать предложение на отдельные слова. Затем слова перемешиваются, и ребенок должен восстановить предложение из разрозненных слов. После того как он это сделает, снова прочитывает его вслух и повторяет по памяти.

1.8.      Преодоление скандированного чтения.

 Этапы работы:

-           преодоление проблемы на уровне чтения двусложных слов;

-           преодоление проблемы на уровне чтения трехсложных слов;

-           преодоление проблемы на уровне чтения предложений.

Возможные формы работы:

-           пропевание  слов под мелодию заданную педагогом (возможна работа с караоке);

-           чтение слов с различными интонациями: ласковой, вопросительной, серьезной, сердитой, повествовательной, побудительной;

-           чтение слов и предложений «на одном дыхании»;

-           чтение слов и предложений тихо, со средним уровнем громкости, громко;

-           выделение интонационно начала, середины, конца предложения;

-           чтение последовательно распространяемого предложения с предварительной маркировкой повторяющихся частей:

МАМА КУПИЛА

МАМА КУПИЛА КУКЛУ

МАМА КУПИЛА НОВУЮ КУКЛУ

МАМА КУПИЛА КРАСИВУЮ НОВУЮ КУКЛУ т.д.;

-           чтение цепочек слов с нарастающей и убывающей громкостью.

2.      Проблемы понимания читаемого

1.         Умение понять и повторить слово (словарный запас)

2.         Умение вычленять непонятные слова из группы слов

3.         Умение понять смысл короткого предложения и повторить его

4.         Умение ответить на вопросы по прочитанному предложению

5.         Умение сделать вывод из прочитанного

6.         Умение понять смысл короткого текста

7.         Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту

8.         Умение пересказать текст своими словами

9.         Умение понять скрытый смысл текста

10.       Выразительное чтение

 

2.1.      Умение понять и повторить слово (расширение словарного запаса)

Этапы работы:

-           чтение и разъяснение смысла слов из простых открытых слогов МА-МА, МА-ША;

-           чтение и разъяснение смысла слов из комбинаций открытых и закрытых слогов УШ-ЛА, УМ-НА;

-           чтение и разъяснение смысла трехбуквенных слов;

-           чтение и разъяснение смысла трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из откры¬тых слогов;

-           чтение и разъяснение смысла слов со стечением согласных и т.д.

Возможные формы работы:

-           многократное прочтение одного и того же слова с выбором нужного изображения из ряда рисунков; в случае затруднения педагог сам показывает ребенку соответствующий рисунок или реальный предмет;

-           выбор нужного слова из ряда слов к данному рисунку;

-           назвать одним словом все предметы (отработка групп слов: фрукты, овощи, животные, мебель, транспорт и т.д.);

-           подобрать второе слово в паре по аналогии с образцом: частное - общее, предмет - дей-ствие, предмет - признак и т.д.;

-           «четвертый лишний»;

-           отгадывание загадок;

-           введение наиболее употребительных глаголов с использованием различных игр: «Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто как ест», «Кто что делает» и т.д.;

-           описание предметов по цвету, форме, величине и т.д.;

-           добавление недостающего слова в предложение: груша сладкая, а лимон - ...; певец по¬ет, а врач - ...;

-           работа над словами - синонимами, антонимами, омонимами.

 

2.2.      Умение вычленять непонятные слова из группы слов.

 Этапы работы:

-           педагог вместе с ребенком разбирает смысл каждого слова из предложенных с целью выявления непонятных, подчеркивает их и объясняет смысл;

-           ребенок самостоятельно разбирает предложенные слова, выявляет непонятное слово и подчеркивает его; а педагог объясняет смысл слова или подводит ребенка к пониманию значения слова (например, через родственные слова).

Возможные формы работы:

-           многократное прочтение одного и того же слова с выбором нужного изображения из ряда рисунков; в случае затруднения педагог сам показывает ребенку соответствующий рисунок или реальный предмет;

-           восстановление непонятных ранее слов из разрозненных слогов;

-           каждое непонятное слово заносится в предметный словарь (глагольный словарь) с соот-ветствующим объяснением или рисунком;

-           выбор нужного слова из ряда слов к данному рисунку;

-           самостоятельное составление предложений с непонятными ранее словами;

-           многократное возвращение к непонятным ранее словам, включение их в новые тексты для прочтения.

2.3.      Умение понять смысл короткого предложения и повторить его.

 Этапы работы:

-           чтение предложений, состоящих из двух слов (Мама ушла. Девочка ест), и выбор под-ходящего по смыслу рисунка;

-           распространение отработанных предложений путем добавления еще одного слова или слова с предлогом (Мама ушла гулять. Девочка ест кашу.) и выбор подходящего по смыслу рисунка.

Возможные формы работы:

-           подчеркивание и разбор непонятных слов в предложении;

-           многократное прочтение и повторение грамматической основы предложения; при неудач-ной попытке педагог помогает ребенку наводящими вопросами: «Кто?»; «Что сделал?»;

-           рисование и проигрывание смысла предложения;

-           выбор из двух, значительно отличающихся друг от друга, картинок одной, полностью соответствующей смыслу данного предложения: Предложение: КОТЕНОК ИГРАЕТ С МЯЧИКОМ. Рис. 1: Собака грызет кость. Рис. 2: Котенок играет с мячом;

-           выбор из двух, незначительно отличающихся друг от друга, картинок одной, полностью соответствующей смыслу данного предложения: Предложение: КОТЕНОК ИГРАЕТ С МЯЧИКОМ. Рис. 1: Котенок играет с клубком. Рис. 2: Котенок играет с мячом;

-           прочитать предложение и выполнить то, о чем там написано: Предложение: МАЛЬЧИК НАРИСОВАЛ ДЕРЕВО. Учащийся должен прочитать предложение и нарисовать дерево.

 

2.4.      Умение ответить на вопросы по прочитанному предложению.

Этапы работы

-           чтение коротких предложений и выбор ответа с опорой на рисунок;

-           чтение коротких предложений и самостоятельный ответ;

-           чтение распространенных предложений и выбор ответа с опорой на рисунок;

-           чтение распространенных предложений и самостоятельный ответ;

-           формирование умения самостоятельно задавать вопросы к каждому слову в предложении.

Возможные формы работы:

-           подчеркивание и разбор непонятных слов в предложении;

-           многократное прочтение и повторение предложения с последующим ответом на наво-дящие вопросы;

-           выбор подходящего по смыслу рисунка;

-           проигрывание ответа;

-           игра «вопросы - ответы»: учащиеся задают друг другу вопросы по данному предложению и отвечают на них.

 

2.5.      Умение сделать вывод из прочитанного

Возможные этапы и формы работы:

-           подчеркивание и разбор непонятных слов в предложении;

-           повторное прочтение предложения (У Лары два шара);

-           детальный разбор предложения путем ответа на вопросы учителя (О ком идет речь в предложении?; Как зовут девочку?; Что у нее есть? Сколько у нее шаров?);

-           постановка проблемы: «Покажи, где нарисована Лара. Почему ты так решил?» (выбор из ряда рисунков подходящего);

-           нахождение учащимся (самостоятельно или с педагогом) в предложении слов, на основании которых он сделал вывод;

-           аналогичная работа проводится с небольшими текстами.

 

2.6.      Умение понять смысл короткого текста

Этапы работы

-           работа над пониманием смысла каждого предложения;

-           работа над пониманием смысла части текста;

-           формирование умения делить текст на смысловые части;

-           работа над пониманием смысла текста целиком.

Возможные формы работы:

-           подчеркивание и разбор непонятных слов в каждом предложении;

-           многократное (от 3 до 7 раз) прочтение текста с повторением вслух каждого прочитанного предложения;

-           ответы на наводящие вопросы по тексту;

-           нахождение опорных слов в тексте, их прорисовывание, проигрывание;

-           раскладывание рисунков к тексту в правильной последовательности и объяснение дан¬ного выбора;

-           деление текста на части по смыслу, придумывание названия для каждой части текста;

-           ответы на вопросы по смыслу текста;

-           работа с диафильмами.

 

2.7.      Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту.

 Этапы работы

-           повторение каждого прочитанного предложения;

-           ответы на вопросы по смыслу каждой части текста;

-           ответы на вопросы по смыслу всего текста.

Возможные формы работы:

-           многократное (от 3 до 7 раз) прочтение текста с повторением вслух каждого прочитан¬ного предложения;

-           подчеркивание и разбор непонятных слов в тексте;

-           нахождение ответов на вопросы в тексте;

-           ответы на вопросы по смыслу текста;

-           самостоятельная постановка вопросов к тексту (например, учащиеся задают вопросы или загадывают загадки друг другу после прочтения текста);

-           прослушивание нескольких вариантов ответов на вопрос, выбор правильного (варианты даются педагогом или учащимися).

 

2.8.      Умение пересказать текст своими словами

Этапы работы:

-           прочтение текста;

-           пересказ отдельных частей;

-           пересказ целого текста.

Возможные формы работы:

-           многократное (от 3 до 7 раз) прочтение текста с повторением вслух каждого прочитанного предложения;

-           подчеркивание и разбор непонятных слов в тексте;

-           работа со словами-синонимами;

-           составление опорных рисунков к каждой части теста (к каждому предложению);

-           составление списка ключевых слов к каждой части теста;

-           нахождение ответов на вопросы в тексте;

-           развернутые ответы на вопросы по смыслу текста;

-           составление плана текста учителем (самостоятельно);

-           пересказ по картинкам к тексту;

-           пересказ по наводящим вопросам, заданным учителем (другими учащимися);

-           пересказ по опорным словам;

-           пересказ по плану текста, составленным учителем (самостоятельно);

-           самостоятельный пересказ.

 

2.9.      Умение понять скрытый смысл текста

Этапы работы

-           прочтение текста;

-           пересказ текста с подробным разбором;

-           выявление скрытого смысла.

Возможные формы работы:

-           развернутые ответы на вопросы по смыслу текста;

-           ответы на вопросы, помогающие ребенку понять характер героев и особенности описы-ваемой ситуации;

-           попытка переноса ситуации «на себя» с целью нахождения пути к пониманию скрытого смысла, проигрывание ситуации;

-           придумывание и детальный разбор ситуации, противоположной данной; возможных вариантов ситуации; возврат к анализу описываемой ситуаций;

-           придумывание, составление короткого текста со скрытым смыслом на заданную тему (Тема: Вася - добрый мальчик. Задание: придумать и описать ситуацию, подтверждающую это без использования слова «добрый»).

В качестве примера мы хотим привести возможный набор заданий для работы над проблемой слияние слогов.

В самом начале обучения чтению родители и педагоги очень часто сталкиваются с тем, что ребенок знает буквы, но никак не может читать слоги.

Одной из причин этого может быть то, что ребенок научен произносить не звуки, а буквы, которые, в свою очередь, он тоже произносит неправильно: «МЭ», «СЭ» и т.д. По¬этому при слиянии слогов у него получается «МЭ» - «А», - «МЭА», вместо «МА», и то¬гда прочитанное слово «МАМА» теряет смысл.

В случаях затруднения слияния слогов мы рекомендуем заучивать слоги наизусть. При этом педагог (или родитель) для начала использует только 2 гласные и 2-4 согласные буквы. Например: А, У, М, Ш, Р, Л.

Это - первый уровень работы над слогом.

Начинать работу следует только с открытых слогов. Таких как: МА, МУ, ША, ШУ, РА, РУ, ЛА, ЛУ.

После того, как эти слоги будут выучены и прочитываться ребенком без ошибок и затруднений, можно перейти к чтению простых, коротких слов:

МА - МА, МА - ША, ШУ - РА, РА - МА, ЛА - РА

Так как в чтении большого количества слогов дети не видят смысла, а возможность прочитать слово доставляет им удовольствие. При этом необходимо проследить за тем, чтобы они понимали каждое прочитанное слово и могли его повторить. На данном этапе возможно использование большого количества игр и различных пособий:

-           «Найди знакомый слог» из предложенных на карточках.

-           Прочитай слово и подбери к нему подходящую картинку.

-           Составь слово из известных слогов.

-           Подпиши картинку, мамину фотографию и т.д.

Вторым уровнем в работе над слоговым слиянием будет чтение закрытых слогов: АМ, УМ, УШ и т.д.

Использование различных форм работы способствует более прочному усвоению слогов, в итоге мы должны добиться запоминания слогов и умения быстро узнать изученный слог.

В процессе изучения закрытых слогов необходимо периодически повторять уже изученные открытые слоги и добавлять слоги с новыми согласными, а затем и гласными, такими, как: Н, С, О, Ы.

После тщательной отработки чтения закрытого слога можно приступать к чтению слов, состоящих из комбинаций пройденных слогов: УШ - ЛА, УМ - НА, и вслед за этим к чтению коротких предложений с непременным повтором прочитанного предложения. Например:

МА - МА УШ - ЛА.

МА - ША УМ - НА.

ЛА - РА МА - ЛА.

МА - МА МЫ - ЛА РА - МУ.

Третьим уровнем работы будет чтение слов, состоящих из трех букв. При кажу-щейся простоте этих слов чтение их вызывает затруднение. Например:

САМ, ШУМ, СОР, НОС, СЫН, СОН, СОМ, ЛОМ, СЫР, РОС.

К уже известным формам работы, таким как:

-           прочитай слово и подбери к нему подходящую картинку;

-           составь слово из известных слогов;

-           подпиши картинку;

-           повтори прочитанное слово;

можно добавить и другие:

-           добавь к открытому слогу букву так, чтобы получилось слово;

-           придумай с прочитанным словом предложение и т.д.

Затем приступаем к чтению предложений с изученными словами. А вслед за этим и к чтению коротких текстов.

ШУ-РА УШ-ЛА РА-НО.

НА-ША ШУ-РА УМ-НА.

У МА-МЫ СЫН РО-МА. ОН МАЛ. МА-МА МЫ-ЛА РО-МУ. МА-ША УМ-НА.

ОНА СА-МА МЫ-ЛА УШИ.

Прочитанный текст необходимо повторить. Если ребенок не может повторить прочитанное, то необходимо прочитать текст столько раз, сколько ему необходимо для того, чтобы он смог повторить то, что прочитал. Можно подбирать тексты таким образом, чтобы ребенок мог опереться на картинку к тексту.

Четвертый уровень работы состоит в переходе к чтению трехсложных слов, со-стоящих из открытых слогов. Например:

МА-ШИ-НА, МА-РИ-НА, ЛА-РИ-СА,

ЛИ-МО-НЫ, МА-ЛИ-НА, ША-ЛА-ШИ.

И включение их в предложения и тексты.

У МИ-ШИ МА-ШИ-НА. У МА-ШИ-НЫ ШИ-НЫ.

МИ-ША МЫЛ МА-ШИ-НУ.

У МА-МЫ ЛИ-МО-НЫ. МА-ША МЫ-ЛА МА-ЛИ-НУ.

ХО-РО-ША МА-ЛИ-НА! 

Пятый уровень работы предполагает обучение чтению слогов со стечением со-гласных.

МАР-КА, БУЛ-КА, ПОЛ-КА, ПАЛ-КА, МАС-ЛО, КОШ-КА, МЫШ-КА, ЛО-ВИТ.

Для поддержания интереса к чтению можно также рекомендовать занимательные, игровые задания по чтению. Приведем несколько примеров:

Прочитай слоги в таблице по строкам и столбцам. Найди в каждой строке «спря-тавшееся» слово. Выдели маркером слова, которые ты нашел в таблице.

Прочитай слоги в таблице по строкам и столбцам. Найди в строках и в столбцах «спрятавшиеся» слова. Выдели маркером слова, которые ты нашел в таблице.

Очень оживляют занятия с детьми и повышают интерес ребенка к овладению чтением игровые, занимательные задания. Например: 

1.Прочитай предложения.2. Сколько слов здесь спряталось? 3.Прочитай и посчитай!

Таким образом, постепенно у ребенка вырабатывается навык правильного послогового чтения, так необходимого в дальнейшем для успешного усвоения программы.

 

2.10.    Выразительное чтение

Выразительное чтение требует достаточной готовности техники чтения и понимания прочитанного, умение ребенка выразительно читать свидетельствует о высоком уровне развития навыка чтения. Тем не менее, начало работы над выразительным чтением может быть положено очень рано - тогда, когда ребенок знакомится со знаками в конце предложения: точкой, вопросительным и восклицательным знаками. Для освоения этих знаков и соответствующих интонаций можно использовать прием чтения одного предложения, например, «Папа приедет завтра» с разными интонациями. Для проверки возможности воспринять интонацию можно провести диктант, в котором одно слово произносится учителем с разной интонацией, например, «Пожар. Пожар! Пожар?». Однако умение читать выразительно требует систематической работы, очень важно, чтобы дети освоили понижение голоса к концу повествовательного предложения, этот навык отрабатывается сначала при чтении отдельных предложений, а потом коротких текстов. Эти формы работы могут быть совмещены на одном уроке: сначала дети выделяют в тексте точки маркером, потом по очереди читают отдельные предложения, затем более продвинутый в чтении ученик читает весь текст. 

Этапы работы:

-           формирование умения находить знаки препинания в конце предложения зрительно, выделять маркером,

-           формирование умения выделять знаки препинания в конце предложения интонационно;

-           формирование умения находить в коротком тексте знаки препинания в конце предло¬жения зрительно, выделять маркером,

-           формирование умения выделять в коротком тексте знаки препинания в конце предло¬жения интонационно;

-           формирование умения выделять знаки препинания в середине и в конце предложения зрительно и маркером,

-           формирование умения выделять знаки препинания в середине и в конце предложения интонационно;

-           формирование умения выделять в печатном тексте знаки препинания в середине и в конце предложения зрительно и маркером,

-           формирование умения выделять в печатном тексте знаки препинания в середине и в конце предложения интонационно.

Возможные формы работы:

-           маркировка знаков препинания ярким цветом, маркировка начала предложения другим цветом;

-           отхлопывание знаков препинания при чтении;

-           чтение предложений тихо, со средним уровнем громкости, громко;

-           маркировка слова, выделяемого голосом, в предложении (можно сопровождать отмашкой руки);

-           выделение интонационно начала повествовательного предложения, середины, конца (интонационное выделение логического ударения): Мама мыла раму. Мама мыла раму. Мама мыла раму. (Хорошим подспорьем для работы над логическим ударением может быть нахождение контекста, который требует выделения одного из слов предложения, например: Бабушка мыла раму. - Нет, это мама мыла раму);

-           чтение предложений вида: «Беги!», «Помоги!»;

-           чтение общепринятых форм вежливого обращения: «Спасибо!», «Пожалуйста», «Здравствуйте!»;

-           чтение одних и тех же предложений с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией: Сегодня хорошая погода. Сегодня хорошая погода! Сегодня хорошая погода?;

-           интонационное выделение логического ударения в восклицательном предложении: Мама купила торт! Мама купила торт! Мама купила торт!;

-           выделение интонационно начала вопросительного предложения, середины, конца: Мама купила торт? Мама купила торт? Мама купила торт?;

-           чтение предложений с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией;

-           аналогичные формы работы при чтении текстов;

-           чтение стихотворных текстов с выделением пауз и ударений (паузы и ударения отмечаются условными знаками, затем отрабатывается выразительное чтение стихотворения по размеченному тексту, затем - по памяти);

-           чтение по ролям (там, где это позволяет текст, необходимо обсуждать внешний вид и характер героев, учить подбирать соответствующую интонацию голоса при чтении).

В заключение отметим, что чтение эмоционально окрашенных текстов с выраже¬нием может быть трудно детям с аутистическими расстройствами. С ними важно отрабо¬тать восприятие разных по интонации предложений. Например, такому ученику можно дать роль судьи, с правильной ли интонацией прочитаны предложения: он следит по тек¬сту с выделенными маркерами знаками конца предложения за чтением других детей и вместе с учителем отмечает правильное и неправильное прочтение.

Литература :

1.         Архангельская Н., Карлсен Е. и др. Букварь. - М.: Просвещение, 1978.

2.         Ахутина Т.В., Камардина КО., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. - М., 2012.

3.         Жукова Н.С. Букварь. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, ЛИТУР, 2002.

4.         Зыкова Т.С., Морева Н.А. Чтение. 1 класс. - М.: Просвещение, 2002.

5.         Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -М.: Владос, 2001.

6.         Кондранина Т.И. Чтение. 1 класс. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения. - М.: Издат-школа XXI век, 2000.

7.         Коренева Л.М. Логопедическое пособие. - М.: Издат-Школа, 2000.

8.         Лалаева Р.И Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998.

9.         Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - С-Пб.: Союз, 2001.

10.       Матвеева А.Н. Мой добрый друг. - М.: Валент, 1994.

11.       Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. - М.: ОНИКС XXI век, 2001.

12.       Федин О., Федина С. Как научить ребенка читать. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2003.

13.       Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Береславская М.И.. Преодоление трудностей при обучении чтению //М., «Школа здоровья», 2006. № 1.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

МАОУ гимназия № 5 города Новороссийска 2019 год.