Спросите у психолога и логопеда

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
МАОУ гимназия № 5 Новороссийск

Что делать если у вашего ребенка неуспеваемость по изучаемым предметам:

Правило первое: «не бей лежачего». «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

Правило второе: «не более одного недостатка в минуту». Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: «за двумя зайцами погонишься...» Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале, ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться - главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.

Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.

 

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий

1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.

При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).

Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.

3. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.

4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

5. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.

6. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

 

Родителям о наказаниях

Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Шлепки могут только утвердить, но не изменить по­ведение ребенка.

Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.

Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение.

Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.

Частые наказания побуждают ребенка оставаться ин­фантильным.

Наказание может заставить ребенка привлекать внима­ние родителей любыми средствами.

Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет.

 

 

Чем заменить наказания?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведе­ние неправильно, но будьте предельно кратки.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ре­бенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится.

Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

 

Чему необходимо научить ребенка?

Любить себя. Любовь к себе - наиболее фундаментальная и сущест­венная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок нау­чился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учи­тельница накричала на него. Он может подумать о том, что у нее сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.

Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учи­телю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так казаться, если ребенок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, что знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.

Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуника­ция. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу, которую он реализует в действии. По­этому рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, ри­сунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!»

Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на заме­чательные вопросы, которые дети задают себе и окружаю­щим: «Почему солнце не падает с неба?», «Почему рыба не захлебывается в воде?», «Почему люди стареют?»...

Если мы хотим поддерживать инстинкт любознательно­сти, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть способы, как найти на них ответы. Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить их.

Понять, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.

Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и нака­зывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудач­ником.

Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие раз­рушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый силь­ный и смелый».

Иногда родители думают, что ребенок не станет им до­верять, если узнает об их слабостях. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое несовершенство.

Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к вы­бору - жизненно важная часть человеческого существова­ния. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные решения, обладали здравым смыслом и собствен­ными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже се­годня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.

Знать, в чем можно полагаться на взрослого. К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которыми он не может справиться. Он не может справиться с компанией старших детей, с диким поведением группы и многими другими случаями. Нам необходимо объ­яснить детям, что взрослые, родители могут быть настоящи­ми друзьями ребенка, которые приходят на помощь в труд­ную минуту, которые могут понять их и уважают их права.

 

 

Как сохранить здоровье ребенка

Уважаемые папы и мамы! Наши дети самое дорогое в нашей жизни, для того чтобы сделать  их счастливыми, помогите им сохранить свое здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашей семье занятия физкультурой и спортом стали неотъемлемой частью совместного досуга.

·         С раннего детства воспитывайте у своих детей привычку заниматься физкультурой и спортом!

·         Уважайте спортивные интересы и пристрастия своего ребенка!

·         Поддерживайте желание участвовать в спортивных мероприятиях класса и школы!

·         Участвуйте в спортивных мероприятиях класса и школы, это способствует укреплению вашего авторитета в глазах собственного ребенка!

·         Воспитывайте в своих детях уважение к людям, занимающимся спортом!

·         Рассказывайте о своих спортивных достижениях в детстве и юности!

·         Дарите своим детям спортивный инвентарь и снаряжение!

·         Демонстрируйте свой пример занятий физкультурой и спортом!

·         Совершайте со своим ребенком прогулки по свежему воздуху всей семьей, походы и экскурсии!

·         Радуйтесь успехам в спорте своего ребенка и его друзей!

·         На самом видном месте в доме помещайте награды за спортивные достижения своего ребенка!

·         Поддерживайте своего ребенка в случае неудач, закаляйте его волю и характер!

 

Как стать хорошими родителями своим детям

·         Для того чтобы ваш ребенок вырос здоровым, счастливым и уверенным в себе человеком, вы должны ответить на следующий вопрос: Всегда ли то, что я хочу для него, будет ему хорошо?

·         Будьте предельно откровенны с ребенком по всем вопросам его настоящего и будущего, не рисуйте ему радужные горизонты, которые могут не оправдаться.

·         Сделайте так, чтобы ваш ребенок знал, что вы от него хотите.

·         С самого раннего детства учите вашего ребенка понимать слова: «можно», «нельзя», «надо».

·         Помните! Ребенок должен очень рано понимать, что есть вещи, которые категорически нельзя делать, ибо за этим последует обязательное наказание.

·         Рассказывайте о себе, своем детстве, своих желаниях и интересах, планах и поступках, о том, что получилось, и что не получилось.

·         Говорите о себе правду, не рисуйте себя розовыми красками.

·         Развивайте в своем ребенке ответственность за его дела и поступки, не перекладывайте их на чужие плечи.

·         Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.

 

Трудности адаптации пятиклассников к школе. Рекомендации родителям

·         Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

·         Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

·         Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

·         Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

·         Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

·         Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

·         Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

·         Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

·         Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

·         Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

·         Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

·         Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

·         Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

·         Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

·         Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

·         Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

 Рекомендации родителям подростка

 

1. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.

2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.

3. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.

4. Признание и одобрение со стороны родителей. 

5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.

6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную,  чем  у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.

7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.

8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.

9. Тесное сотрудничество со школой. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или со специалистами (педагогом-психологом, социальным педагогом).

10.  Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.

 

Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

 

Памятка «Функции родителей в организации успешного обучения ребенка»

 

1.Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.

2.Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.

3.Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.

4.Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.

5.Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.

6.Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.

7.Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.

8.Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.

9.После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).

10.Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.

11.Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.

12.Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.

13.Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

14.Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!

15.Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

16.Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.

17.Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.

18.Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его.

19.Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы, возможно, думаете, но не говорите.

20.Признайте ребенка здесь и сейчас, на основе настоящих событий.

21.Сохраняйте дружелюбный тон!

 

Памятка «Организация и соблюдение режима дня первоклассника»

Обучение детей в первом классе строится следующим образом:

• учебные занятия проводятся только в первую смену;                                                 • пятидневная учебная неделя;                                                                                      • в середине учебной недели один день – облегченный;                                                    • в день не более четырех уроков;                                                                                 • продолжительность уроков – не более 40 минут;                                                           • в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;                                                                                                                          • дневной сон, трехразовое питание и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;                                                                                                   • обучение без домашних заданий и проставления оценок.

ФОРМУЛА – НАСТРОЙ НА УСПЕШНУЮ
СДАЧУ ЭКЗАМЕНА

1. Я хочу сдать экзамен.

2. Мое желание - иметь твердые знания.

3. Я вижу себя, как человека знающего, способного хорошо сдать экзамены.

4. Я способен добиться своей цели - успешно сдать экзамены.

5. Я все умею, все могу сделать, сдать экзамен, я ничего не боюсь.

6. Я не допускаю ни малейших сомнений в том, что я могу успешно сдать экзамен.

7. Я верю в то, что успешно сдам экзамен.

8. Я твердо уверен в том, что я успешно сдам экзамен.

9. Все люди видят меня как человека знающего, уверенного.

10. Я способен добиться своей цели и с одного раза ярко, твердо запомнить на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

11. Все знающие меня учителя относятся ко мне как к ученику, с одного раза запоминающего на всю жизнь весь прочитанный материал.

12. Я использую все свои духовные силы для того, чтобы успешно сдать экзамены.

13. Мне нравится успешно сдавать экзамены.

14. Я люблю успешно сдавать экзамены.

15. У меня хорошие, твердые знания.

16. Я способен смотреть миру в лицо, ничего не боясь, потому что у меня твердые знания и я способен успешно сдавать экзамены.

17. Ярко, твердо помню, что знаю учебный материал и готов.
 

 

ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ

Экзамен - это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Во время подготовки и сдачи экзаменов резко увеличивается нагрузка на нервную и сердечно-сосудистую системы. Поэтому необходима психологическая подготовка к экзаменам, которая заключается в создании модели адекватного отношения к подготовке и проведению экзаменов. При подготовке к экзаменам, нужно обязательно верить в себя. Чем меньше веры в свои собственные силы, тем больше страх, который может парализовать и даже свести на нет все действия.

Если ты думаешь про себя: "У меня слабая память!", "Я неспособна к математике!" или "Я этот экзамен не сдам никогда!", то распоряжение, отданное твоим нервным центрам, ослабленное. И нет ничего удивительного, что все идет с трудом. Странно, если бы было иначе. Так что плохих оценок самого себя надо решительно избегать.

ПРИ СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА

На экзамене, чтобы успокоиться и сосредоточиться проведите упражнение несколько раз: на счет 1-4 вдох, на счет 1-4 задержите дыхание, на счет 1-4 выдох.

Когда письменный ответ написан или сделано задание, отложите работу в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание на 5-10 секунд, медленно выдохните (бесшумно) через рот, разделив воздух на три порции. Снова задержите дыхание на 2-3 секунды. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно плавно выдохните. Вы ничего не хотите добавить к своему ответу? Помните, что самые свежие мысли приходят после того, как письмо уже запечатано. Если вам больше ничего не пришло в голову, то можете идти отвечать или сдавать работу.
Ни пуха, ни пера!


КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Общее правило: на экзамен надо приходить в такой "форме", в какой должен приходить спортсмен на соревнование. Иначе говоря: в момент сдачи экзамена мозг "спортсмена" должен работать с возможно наибольшей производительностью. А часто случается, что именно во время экзамена ты используешь только одну третью часть или половину того, о чем знаешь! Почему?
На способность хорошо сдать экзамен влияют три основные положения:
1. Хорошая подготовка.
2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена.
3. Техника сдачи экзамена


Создайте у себя положительную установку на сдачу экзамена.

Формируйте позитивные цели.

Живите в измерении «здесь и сейчас». Не сражайтесь с призраками прошлого.

Одновременно делайте только одно дело.

Работая, умейте расслабляться.

Позаботьтесь о своем внешнем виде.

Побеждает лишь тот, кто верит.

 

[Введите название организации]

Преодоление трудностей при обучении чтению.

Формирование освоения техники  чтения  и понимающего чтения  детьми первого класса.

 

 

 

Город      Новороссийск     2015 .

 


 

Преодоление трудностей при обучении чтению.

            Не секрет, что современные дети мало читают. У них появилось слишком много соблазнов, отвлекающих их от чтения и не позволяющих им получать от него удовольствие и, как следствие, расширять словарь, развивать «чувство языка», образное мышление, память, закладывать основы будущего грамотного письма на родном языке.

Однако и в современных условиях можно привить ребенку любовь к чтению. Как известно,  дети не любят делать то, что им трудно. Для того чтобы ребенок научился читать и начал получать от этого удовольствие, увлекся процессом чтения, нужно создать необходимую базу. Педагоги и родители должны понимать, что технического заучивания букв и слогов недостаточно для успешного овладения чтением. Независимо от того, на каком этапе у ребенка возникают сложности (при чтении букв, слогов, слов, коротких предложений), работу целесообразно проводить, соблюдая следующую последовательность:

-           повторение за педагогом (родителем);

-           проговаривание вместе со взрослым;

-           самостоятельное чтение.

           Следует отметить, что трудности в овладении чтением могут быть вызваны также следующими особенностями в развитии ребенка: отсутствие или недостаточно развитое чувства ритма, трудности переключения артикуляционного аппарата, сужение зрительно-го поля и др. Все эти проблемы могут отразиться на различных сферах познавательной деятельности, и требуют специальной коррекции.

Для улучшения техники чтения возможно использование проекторов, компьютерных программ и видеокараоке, которые очень интересны детям. На начальном этапе рекомендуется использовать мелодии в медленном темпе и знакомые детям песни. Это значительно облегчает детям процесс овладения чтением и повышает учебную мотивацию.

Важно подчеркнуть, что обучение чтению требует ежедневной тренировки. На начальном этапе ребенок должен читать два раза в день по 15-20 минут. Необходимо, чтобы дома был хотя бы один взрослый человек, заинтересованный в этом процессе и способный помочь ребенку организовать ежедневные занятия, закрепить то, что уже отработано в классе, проверить выполнение домашнего задания по чтению.

Обучение чтению включает в себя два главных направления: техника чтения и понимание прочитанного.

Рассмотрим возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, как при освоении техники чтения, так и при понимании текстов.

Проблемы освоения техники чтения

Понимание

1.         Трудности усвоения образа печатной графемы        

1. Умение понять и повторить слово(словарный запас)

2.         Слияние слогов

2. Умение вычленять непонятные слова из группы слов 

3.         Зеркальность (при чтении открытых, закрытых слогов)

3. Умение понять смысл короткого

            предложения и повторить его

4.Трудности слияния слогов в слово

4. Умение ответить на вопросы по

прочитанному предложению

5.         Трудности при присоединении согласного к открытому слогу

5. Умение сделать вывод из прочитанного

6.         Дифференцировка слогов с гласными 1 -го и 2-го рядов при чтении текста

           

6. Умение понять смысл короткого текста

7.         Трудности при чтении слогов со стечением согласных

7. Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту

                       

8. Чтение сложных (трех-четырех) слов

8. Умение пересказать текст своими словами

9. Сложности в соединении слов в пред-ложение и в повторении предложения

            9. Умение понять скрытый смысл текста

10. Скандированное чтение          

10. Выразительное чтение

           

11. Проблемы выразительности чтения  

 



1.1. Трудности усвоения образа печатной графемы

Этапы работы:

-           подготовительный этап;

-           запоминание печатной графемы;

-           воспроизведение печатной графемы;

-           дифференциация печатной графемы из ряда других.

Возможные формы работы:

-           всевозможные виды манипуляций с печатной графемой: обведение трафаретов, обведение по кальке, раскрашивание, шнуровка, запоминание одного изображения и нахождение его среди других;

-           игра «На что похожа графема» - разглядывание, называние похожих предметов, стихи для запоминания;

-           нахождение и выделение элементов, из которых состоит графема;

-           конструирование графемы (из элементов, из проволоки, ленты, лепка из пластилина и выкладывание поверх пластилина крупой);

-           нахождение в ряде других графем, в тексте заданной графемы;

-           нахождение заданной графемы в зашумленном поле;

-           «пройти по маршруту» - пройти ногами по нарисованной на большом листе бумаги, на полу, выложенной лентой графеме буквы;

-           стирание графемы пальцем с доски;

-           проведение контура графемы пальцем на песке, манке, бархатной бумаге;

-           выделение общего элемента в разных графемах, найти сходства и нахождение различий;

-           угадывание графемы с закрытыми глазами, когда учитель пишет ее пальцем на ладони, спине;

-           «волшебный мешочек» - среди пластмассовых букв в мешочке определить на ощупь, какую ты держишь в руке;

-           достраивание, дописывание графемы;

-           игра в «лото», «шетогу» с печатными буквами.

1.2. Слияние слогов

Этапы работы:

-           заучивание слогов целиком;

-           чтение открытых слогов вида: МА, МУ, ША, ШУ и т.д.;

-           чтение слов, состоящих из изученных открытых слогов, МА-МА, МА-ША;

-           чтение закрытых слогов АМ, УМ и т. д;

-           чтение слов, состоящих из комбинаций пройденных видов слогов, УШ-ЛА, УМ-НА;

-           чтение трехбуквенных слов;

-           чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;

-           чтение слогов со стечением согласных и т.д.

Возможные формы работы:

-           чтение по слоговым карточкам;

-           чтение по слоговым таблицам с определенными типами слогов, чтение слогов в таблице по строчкам, по столбикам, нахождение заданных слогов, возможных слов, нахождение слов среди слогов и др.;

-           чтение по текстам букваря, азбуки и др.;

-           чтение по разрезной, магнитной азбуке;

-           нахождение и обведение названных учителем слогов в ряде предложенных;

-           составление слов из выделенных слогов;

-           чтение - игра с кубиками (на всех гранях кубиков написаны пройденные слоги; кубик кидают друг другу, читают слоги и проверяют правильность прочтения партнером).

1.1.      Зеркальность (при чтении открытых, закрытых слогов).

Этапы работы:

-           маркировка левой стороны листа;

-           маркировка первой буквы в слоге;

-           автоматизация чтения изученных слогов (тщательно отработать пройденные слоги, не приступая к изучению новых);

-           упражнения на дифференцировку открытых - закрытых слогов.

Возможные формы работы:

-           маркировка первой буквы слога педагогом;

-           маркировка первой буквы слога ребенком;

-           обозначение стрелкой направления чтения слога;

-           чтение крупно написанных слогов с проведением пальцем в указанном направлении чтения (сначала открытые слоги, затем - закрытые);

-           составление открытых - закрытых слогов го магнитной (разрезной) азбуки: МА-АМ, РА-АР;

-           параллельное чтение открытых и закрытых слогов;

-           чтение цепочек, включающих зеркальные слоги;

-           чтение - игра с кубиками (на всех гранях кубиков написаны пройденные слоги; кубик кидают друг другу, читают слоги и проверяют правильность прочтения партнером).

Пример цепочки: МА-АМ-АЛ-АР-РА-КА-АК...

1.2.      Трудности слияния слогов в слово.

Этапы работы:

-           чтение двухсложных слов из простых открытых слогов при минимальном наборе по¬следних МА-МА, МА-ША;

-           чтение двухсложных слов из комбинаций открытых и закрытых слогов УШ-ЛА, УМ-НА;

-           чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;

-           чтение слогов со стечением согласных и т.д.

Возможные формы работы:

-           чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;

-           чтение слов нараспев с ускорением;

-           чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

-           элементы глобального чтения - запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

-           составление слов из одного данного слога и набора подходящих: МА + МА, ША, КИ, НЯ, ЛА, ЛО, ШУ;

-           чтение слов, отличающихся одной-двумя буквами с предварительным анализом различий;

-           чтение столбиков слов с одинаковыми гласными с предварительным выделением этой гласной;

-           чтение столбиков слов с одинаковой концовкой с предварительным выделением этой концовки;

-           чтение форм одного и того же слова с предварительным выделением общей части;

-           игра «Подскажи конец словечка»;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по гори¬зонтали - слева направо, по вертикали — сверху вниз, по диагонали;

-           самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали — слева направо, по вертикали — сверху вниз, по диагонали.

Пример: игра «Подскажи конец словечка».

 

1.3.      Трудности при присоединении согласного к открытому слогу

Возможные формы и этапы работы:

-           присоединение к одному открытому слогу разных согласных букв: СО-К, СО-Р, СО-Н, СО-М; на начальном этапе лучше использовать разрезную или магнитную азбуку или кубики с написанными слогами и буквами, чтобы учащиеся могли сами присоединять согласную к открытому слогу. При произнесении учить детей тянуть детям предлагают тянуть слог, к которому присоединяется согласная;

-           укорачивание слова, состоящего из двух открытых слогов: МА-ЛА - МАЛ; СА-МА - САМ;

-           чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

-           элементы глобального чтения - запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

-           игра «Подскажи конец словечка»;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

-           самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали - слева направо, по вертикали - сверху вниз, по диагонали.

 

1.4.      Дифференцировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов при чтении.

 Этапы работы:

-           заучивание слогов с гласными 1-го, 2-го рядов целиком;

-           чтение слогов в парах: МА-МЯ, НА-НЯ;

-           составление слов из слогов с гласными 1 и 2 ряда;

-           чтение трехбуквенных слов;

-           чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;

-           чтение слогов со стечением согласных и т.д.

Возможные формы работы:

-           чтение слов в таблице, где в нечетных столбиках гласные 1-го ряда, а в четных - 2-го. Дети читают первый столбик сверху вниз, потом снизу вверх, потом так же второй столбик, затем слоги первых двух столбиков читаются построчно вниз, а потом вверх. От группового чтения можно перейти к работе в парах: один из пары - «учитель» - говорит, какой столбик/столбики читать и в каком направлении, второй читает, а «учитель» проверяет, потом дети меняются ролями и сравнивают, кто лучше прочитал. Такое чте¬ние приводит к узнаванию слогов в лицо, целиком;

-           чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;

-           маркировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов в слогах, словах с последующим их прочтением;

-           составление слогов из магнитной или разрезной азбуки (учитель называет слоги, учащиеся должны составить названный слог; слог, противоположный данному, поверить правильность выполнения задания друг у друга и т.д.);

-           чтение слов нараспев с ускорением;

-           чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

-           элементы глобального чтения - запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по гори-зонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

-           самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в таблице по строчкам, по столбикам слева направо, сверху вниз и снизу вверх.

 

 

1.5.      Трудности при чтении слогов со стечением согласных.

 Этапы работы:

-           чтение слогов со стечением согласных в начале: КРА, ДРУ;

-           формирование умения находить слова со стечением согласных:

-           чтение слов со стечением согласных в начале слова: ХЛЕБ, КРОТ ит.д.;

-           составление слов, состоящих из одного слога со стечением согласных и набора подхо-дящих слогов: КРО + ЛИК, ТЫ, ХА;

-           чтение слогов со стечением согласных в конце: АКР, ЕСЛ;

-           чтение слов со стечением согласных в конце слова: ШАРФ, ЛИСТ, КУСТ;

-           чтение слов со стечением согласных в сложных случаях: СОРВАЛИ, ОТКРЫТЫЙ.

Возможные формы работы:

-           присоединение к одному открытому слогу разных согласных букв: К-РО, М-РО, П-РО, Д-РО;

-           чтение цепочек А-РА-КРА-КРАН-ЭКРАН с выделением всех получившихся слов из текста;

-           нахождение и выделение слогов со стечением согласных в ряде слогов, словах, в текстах;

-           маркировка одной согласной буквы точкой, оставшегося слога - дугой;

-           чтение набора из нескольких слогов с ускорением;

-           элементы глобального чтения - запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

-           чтение слов в таблицах;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

-           самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице слева направо, сверху вниз, снизу вверх.

Примеры цепочек:

А-НА-ОНА-РОНА-ОРОНА-КОРОНА

У-РУ-ДРУ-ДРУГ-ОДРУГ-ОДРУГА-ПОДРУГА

о-во-вол-волк-волки

И-ИЛ-СИЛ-СИЛА-ОСИЛА-НОСИЛА

1.6.      Чтение сложных слов

Этапы работы:

-           чтение слов из простых открытых слогов при минимальном наборе слогов: МА-ШИ-НА, МА-ЛИ-НА, ЛИ-МО-НЫ;

-           чтение слов из комбинаций открытых и закрытых слогов АХ-НУ-ЛИ, УМ-НИ-ЦА;

-           чтение слов со стечением согласных и т.д.: СВА-РИ-ЛИ, КРО-КО-ДИЛ, НА-КЛО-НИ-ЛА.

Возможные формы работы:

-           составление слова из данных слогов: соедини, проведи дорожки так, чтобы из слогов получилось слово; читать слоги из правого и левого столбика или верхнего и нижнего ряда; слоги, выделенные одним цветом; одного размера;

-           чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;

-.чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

-           чтение слов, отличающихся одной-двумя буквами, с предварительным анализом различий;

-           чтение столбиков слов с одинаковыми гласными с предварительным их выделением;

-           чтение столбиков слов с одинаковой концовкой с предварительным их выделением;

-           чтение форм одного и того же слова с предварительным выделением общей части;

-           чтение слов целиком с выделением интонацией ударного слова после предварительной маркировки педагогом или ребенком;

-           игра «Подскажи конец словечка»;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

-           нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице слева на-право, сверху вниз;

-           самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице слева направо, сверху вниз.

 

 

1.7.      Сложности в соединении слов в предложение и в повторении предложения.

 Этапы работы:

-           чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим повторением предложения за педагогом;

-           чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;

-           чтение предложений, состоящих из трех-четырех слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;

-           чтение простых предложений, состоящих из пяти слов и более, с последующим самостоятельным повторением предложения;

Возможные формы работы:

-           многократное прочтение предложения и ответы на вопросы к каждому слову; затем повторение предложения;

-           прорисовывание каждого слова предложения с последующим повтором предложения по ряду картинок;

-           восстановление предложения с помощью деформированного ряда картинок (картинки перемешивает учитель - ребенок восстанавливает ряд и проговаривает предложение; картинки перемешивает ребенок - учитель восстанавливает с ошибками, ребенок ищет ошибки; учащиеся работают в парах);

-           восстановление предложения: ребенку дается написанное на бумажной полоске предложение. После многократного прочтения ребенку предлагается разрезать предложение на отдельные слова. Затем слова перемешиваются, и ребенок должен восстановить предложение из разрозненных слов. После того как он это сделает, снова прочитывает его вслух и повторяет по памяти.

1.8.      Преодоление скандированного чтения.

 Этапы работы:

-           преодоление проблемы на уровне чтения двусложных слов;

-           преодоление проблемы на уровне чтения трехсложных слов;

-           преодоление проблемы на уровне чтения предложений.

Возможные формы работы:

-           пропевание  слов под мелодию заданную педагогом (возможна работа с караоке);

-           чтение слов с различными интонациями: ласковой, вопросительной, серьезной, сердитой, повествовательной, побудительной;

-           чтение слов и предложений «на одном дыхании»;

-           чтение слов и предложений тихо, со средним уровнем громкости, громко;

-           выделение интонационно начала, середины, конца предложения;

-           чтение последовательно распространяемого предложения с предварительной маркировкой повторяющихся частей:

МАМА КУПИЛА

МАМА КУПИЛА КУКЛУ

МАМА КУПИЛА НОВУЮ КУКЛУ

МАМА КУПИЛА КРАСИВУЮ НОВУЮ КУКЛУ т.д.;

-           чтение цепочек слов с нарастающей и убывающей громкостью.

2.      Проблемы понимания читаемого

1.         Умение понять и повторить слово (словарный запас)

2.         Умение вычленять непонятные слова из группы слов

3.         Умение понять смысл короткого предложения и повторить его

4.         Умение ответить на вопросы по прочитанному предложению

5.         Умение сделать вывод из прочитанного

6.         Умение понять смысл короткого текста

7.         Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту

8.         Умение пересказать текст своими словами

9.         Умение понять скрытый смысл текста

10.       Выразительное чтение

 

2.1.      Умение понять и повторить слово (расширение словарного запаса)

Этапы работы:

-           чтение и разъяснение смысла слов из простых открытых слогов МА-МА, МА-ША;

-           чтение и разъяснение смысла слов из комбинаций открытых и закрытых слогов УШ-ЛА, УМ-НА;

-           чтение и разъяснение смысла трехбуквенных слов;

-           чтение и разъяснение смысла трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из откры¬тых слогов;

-           чтение и разъяснение смысла слов со стечением согласных и т.д.

Возможные формы работы:

-           многократное прочтение одного и того же слова с выбором нужного изображения из ряда рисунков; в случае затруднения педагог сам показывает ребенку соответствующий рисунок или реальный предмет;

-           выбор нужного слова из ряда слов к данному рисунку;

-           назвать одним словом все предметы (отработка групп слов: фрукты, овощи, животные, мебель, транспорт и т.д.);

-           подобрать второе слово в паре по аналогии с образцом: частное - общее, предмет - дей-ствие, предмет - признак и т.д.;

-           «четвертый лишний»;

-           отгадывание загадок;

-           введение наиболее употребительных глаголов с использованием различных игр: «Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто как ест», «Кто что делает» и т.д.;

-           описание предметов по цвету, форме, величине и т.д.;

-           добавление недостающего слова в предложение: груша сладкая, а лимон - ...; певец по¬ет, а врач - ...;

-           работа над словами - синонимами, антонимами, омонимами.

 

2.2.      Умение вычленять непонятные слова из группы слов.

 Этапы работы:

-           педагог вместе с ребенком разбирает смысл каждого слова из предложенных с целью выявления непонятных, подчеркивает их и объясняет смысл;

-           ребенок самостоятельно разбирает предложенные слова, выявляет непонятное слово и подчеркивает его; а педагог объясняет смысл слова или подводит ребенка к пониманию значения слова (например, через родственные слова).

Возможные формы работы:

-           многократное прочтение одного и того же слова с выбором нужного изображения из ряда рисунков; в случае затруднения педагог сам показывает ребенку соответствующий рисунок или реальный предмет;

-           восстановление непонятных ранее слов из разрозненных слогов;

-           каждое непонятное слово заносится в предметный словарь (глагольный словарь) с соот-ветствующим объяснением или рисунком;

-           выбор нужного слова из ряда слов к данному рисунку;

-           самостоятельное составление предложений с непонятными ранее словами;

-           многократное возвращение к непонятным ранее словам, включение их в новые тексты для прочтения.

2.3.      Умение понять смысл короткого предложения и повторить его.

 Этапы работы:

-           чтение предложений, состоящих из двух слов (Мама ушла. Девочка ест), и выбор под-ходящего по смыслу рисунка;

-           распространение отработанных предложений путем добавления еще одного слова или слова с предлогом (Мама ушла гулять. Девочка ест кашу.) и выбор подходящего по смыслу рисунка.

Возможные формы работы:

-           подчеркивание и разбор непонятных слов в предложении;

-           многократное прочтение и повторение грамматической основы предложения; при неудач-ной попытке педагог помогает ребенку наводящими вопросами: «Кто?»; «Что сделал?»;

-           рисование и проигрывание смысла предложения;

-           выбор из двух, значительно отличающихся друг от друга, картинок одной, полностью соответствующей смыслу данного предложения: Предложение: КОТЕНОК ИГРАЕТ С МЯЧИКОМ. Рис. 1: Собака грызет кость. Рис. 2: Котенок играет с мячом;

-           выбор из двух, незначительно отличающихся друг от друга, картинок одной, полностью соответствующей смыслу данного предложения: Предложение: КОТЕНОК ИГРАЕТ С МЯЧИКОМ. Рис. 1: Котенок играет с клубком. Рис. 2: Котенок играет с мячом;

-           прочитать предложение и выполнить то, о чем там написано: Предложение: МАЛЬЧИК НАРИСОВАЛ ДЕРЕВО. Учащийся должен прочитать предложение и нарисовать дерево.

 

2.4.      Умение ответить на вопросы по прочитанному предложению.

Этапы работы

-           чтение коротких предложений и выбор ответа с опорой на рисунок;

-           чтение коротких предложений и самостоятельный ответ;

-           чтение распространенных предложений и выбор ответа с опорой на рисунок;

-           чтение распространенных предложений и самостоятельный ответ;

-           формирование умения самостоятельно задавать вопросы к каждому слову в предложении.

Возможные формы работы:

-           подчеркивание и разбор непонятных слов в предложении;

-           многократное прочтение и повторение предложения с последующим ответом на наво-дящие вопросы;

-           выбор подходящего по смыслу рисунка;

-           проигрывание ответа;

-           игра «вопросы - ответы»: учащиеся задают друг другу вопросы по данному предложению и отвечают на них.

 

2.5.      Умение сделать вывод из прочитанного

Возможные этапы и формы работы:

-           подчеркивание и разбор непонятных слов в предложении;

-           повторное прочтение предложения (У Лары два шара);

-           детальный разбор предложения путем ответа на вопросы учителя (О ком идет речь в предложении?; Как зовут девочку?; Что у нее есть? Сколько у нее шаров?);

-           постановка проблемы: «Покажи, где нарисована Лара. Почему ты так решил?» (выбор из ряда рисунков подходящего);

-           нахождение учащимся (самостоятельно или с педагогом) в предложении слов, на основании которых он сделал вывод;

-           аналогичная работа проводится с небольшими текстами.

 

2.6.      Умение понять смысл короткого текста

Этапы работы

-           работа над пониманием смысла каждого предложения;

-           работа над пониманием смысла части текста;

-           формирование умения делить текст на смысловые части;

-           работа над пониманием смысла текста целиком.

Возможные формы работы:

-           подчеркивание и разбор непонятных слов в каждом предложении;

-           многократное (от 3 до 7 раз) прочтение текста с повторением вслух каждого прочитанного предложения;

-           ответы на наводящие вопросы по тексту;

-           нахождение опорных слов в тексте, их прорисовывание, проигрывание;

-           раскладывание рисунков к тексту в правильной последовательности и объяснение дан¬ного выбора;

-           деление текста на части по смыслу, придумывание названия для каждой части текста;

-           ответы на вопросы по смыслу текста;

-           работа с диафильмами.

 

2.7.      Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту.

 Этапы работы

-           повторение каждого прочитанного предложения;

-           ответы на вопросы по смыслу каждой части текста;

-           ответы на вопросы по смыслу всего текста.

Возможные формы работы:

-           многократное (от 3 до 7 раз) прочтение текста с повторением вслух каждого прочитан¬ного предложения;

-           подчеркивание и разбор непонятных слов в тексте;

-           нахождение ответов на вопросы в тексте;

-           ответы на вопросы по смыслу текста;

-           самостоятельная постановка вопросов к тексту (например, учащиеся задают вопросы или загадывают загадки друг другу после прочтения текста);

-           прослушивание нескольких вариантов ответов на вопрос, выбор правильного (варианты даются педагогом или учащимися).

 

2.8.      Умение пересказать текст своими словами

Этапы работы:

-           прочтение текста;

-           пересказ отдельных частей;

-           пересказ целого текста.

Возможные формы работы:

-           многократное (от 3 до 7 раз) прочтение текста с повторением вслух каждого прочитанного предложения;

-           подчеркивание и разбор непонятных слов в тексте;

-           работа со словами-синонимами;

-           составление опорных рисунков к каждой части теста (к каждому предложению);

-           составление списка ключевых слов к каждой части теста;

-           нахождение ответов на вопросы в тексте;

-           развернутые ответы на вопросы по смыслу текста;

-           составление плана текста учителем (самостоятельно);

-           пересказ по картинкам к тексту;

-           пересказ по наводящим вопросам, заданным учителем (другими учащимися);

-           пересказ по опорным словам;

-           пересказ по плану текста, составленным учителем (самостоятельно);

-           самостоятельный пересказ.

 

2.9.      Умение понять скрытый смысл текста

Этапы работы

-           прочтение текста;

-           пересказ текста с подробным разбором;

-           выявление скрытого смысла.

Возможные формы работы:

-           развернутые ответы на вопросы по смыслу текста;

-           ответы на вопросы, помогающие ребенку понять характер героев и особенности описы-ваемой ситуации;

-           попытка переноса ситуации «на себя» с целью нахождения пути к пониманию скрытого смысла, проигрывание ситуации;

-           придумывание и детальный разбор ситуации, противоположной данной; возможных вариантов ситуации; возврат к анализу описываемой ситуаций;

-           придумывание, составление короткого текста со скрытым смыслом на заданную тему (Тема: Вася - добрый мальчик. Задание: придумать и описать ситуацию, подтверждающую это без использования слова «добрый»).

В качестве примера мы хотим привести возможный набор заданий для работы над проблемой слияние слогов.

В самом начале обучения чтению родители и педагоги очень часто сталкиваются с тем, что ребенок знает буквы, но никак не может читать слоги.

Одной из причин этого может быть то, что ребенок научен произносить не звуки, а буквы, которые, в свою очередь, он тоже произносит неправильно: «МЭ», «СЭ» и т.д. По¬этому при слиянии слогов у него получается «МЭ» - «А», - «МЭА», вместо «МА», и то¬гда прочитанное слово «МАМА» теряет смысл.

В случаях затруднения слияния слогов мы рекомендуем заучивать слоги наизусть. При этом педагог (или родитель) для начала использует только 2 гласные и 2-4 согласные буквы. Например: А, У, М, Ш, Р, Л.

Это - первый уровень работы над слогом.

Начинать работу следует только с открытых слогов. Таких как: МА, МУ, ША, ШУ, РА, РУ, ЛА, ЛУ.

После того, как эти слоги будут выучены и прочитываться ребенком без ошибок и затруднений, можно перейти к чтению простых, коротких слов:

МА - МА, МА - ША, ШУ - РА, РА - МА, ЛА - РА

Так как в чтении большого количества слогов дети не видят смысла, а возможность прочитать слово доставляет им удовольствие. При этом необходимо проследить за тем, чтобы они понимали каждое прочитанное слово и могли его повторить. На данном этапе возможно использование большого количества игр и различных пособий:

-           «Найди знакомый слог» из предложенных на карточках.

-           Прочитай слово и подбери к нему подходящую картинку.

-           Составь слово из известных слогов.

-           Подпиши картинку, мамину фотографию и т.д.

Вторым уровнем в работе над слоговым слиянием будет чтение закрытых слогов: АМ, УМ, УШ и т.д.

Использование различных форм работы способствует более прочному усвоению слогов, в итоге мы должны добиться запоминания слогов и умения быстро узнать изученный слог.

В процессе изучения закрытых слогов необходимо периодически повторять уже изученные открытые слоги и добавлять слоги с новыми согласными, а затем и гласными, такими, как: Н, С, О, Ы.

После тщательной отработки чтения закрытого слога можно приступать к чтению слов, состоящих из комбинаций пройденных слогов: УШ - ЛА, УМ - НА, и вслед за этим к чтению коротких предложений с непременным повтором прочитанного предложения. Например:

МА - МА УШ - ЛА.

МА - ША УМ - НА.

ЛА - РА МА - ЛА.

МА - МА МЫ - ЛА РА - МУ.

Третьим уровнем работы будет чтение слов, состоящих из трех букв. При кажу-щейся простоте этих слов чтение их вызывает затруднение. Например:

САМ, ШУМ, СОР, НОС, СЫН, СОН, СОМ, ЛОМ, СЫР, РОС.

К уже известным формам работы, таким как:

-           прочитай слово и подбери к нему подходящую картинку;

-           составь слово из известных слогов;

-           подпиши картинку;

-           повтори прочитанное слово;

можно добавить и другие:

-           добавь к открытому слогу букву так, чтобы получилось слово;

-           придумай с прочитанным словом предложение и т.д.

Затем приступаем к чтению предложений с изученными словами. А вслед за этим и к чтению коротких текстов.

ШУ-РА УШ-ЛА РА-НО.

НА-ША ШУ-РА УМ-НА.

У МА-МЫ СЫН РО-МА. ОН МАЛ. МА-МА МЫ-ЛА РО-МУ. МА-ША УМ-НА.

ОНА СА-МА МЫ-ЛА УШИ.

Прочитанный текст необходимо повторить. Если ребенок не может повторить прочитанное, то необходимо прочитать текст столько раз, сколько ему необходимо для того, чтобы он смог повторить то, что прочитал. Можно подбирать тексты таким образом, чтобы ребенок мог опереться на картинку к тексту.

Четвертый уровень работы состоит в переходе к чтению трехсложных слов, со-стоящих из открытых слогов. Например:

МА-ШИ-НА, МА-РИ-НА, ЛА-РИ-СА,

ЛИ-МО-НЫ, МА-ЛИ-НА, ША-ЛА-ШИ.

И включение их в предложения и тексты.

У МИ-ШИ МА-ШИ-НА. У МА-ШИ-НЫ ШИ-НЫ.

МИ-ША МЫЛ МА-ШИ-НУ.

У МА-МЫ ЛИ-МО-НЫ. МА-ША МЫ-ЛА МА-ЛИ-НУ.

ХО-РО-ША МА-ЛИ-НА! 

Пятый уровень работы предполагает обучение чтению слогов со стечением со-гласных.

МАР-КА, БУЛ-КА, ПОЛ-КА, ПАЛ-КА, МАС-ЛО, КОШ-КА, МЫШ-КА, ЛО-ВИТ.

Для поддержания интереса к чтению можно также рекомендовать занимательные, игровые задания по чтению. Приведем несколько примеров:

Прочитай слоги в таблице по строкам и столбцам. Найди в каждой строке «спря-тавшееся» слово. Выдели маркером слова, которые ты нашел в таблице.

Прочитай слоги в таблице по строкам и столбцам. Найди в строках и в столбцах «спрятавшиеся» слова. Выдели маркером слова, которые ты нашел в таблице.

Очень оживляют занятия с детьми и повышают интерес ребенка к овладению чтением игровые, занимательные задания. Например: 

1.Прочитай предложения.2. Сколько слов здесь спряталось? 3.Прочитай и посчитай!

Таким образом, постепенно у ребенка вырабатывается навык правильного послогового чтения, так необходимого в дальнейшем для успешного усвоения программы.

 

2.10.    Выразительное чтение

Выразительное чтение требует достаточной готовности техники чтения и понимания прочитанного, умение ребенка выразительно читать свидетельствует о высоком уровне развития навыка чтения. Тем не менее, начало работы над выразительным чтением может быть положено очень рано - тогда, когда ребенок знакомится со знаками в конце предложения: точкой, вопросительным и восклицательным знаками. Для освоения этих знаков и соответствующих интонаций можно использовать прием чтения одного предложения, например, «Папа приедет завтра» с разными интонациями. Для проверки возможности воспринять интонацию можно провести диктант, в котором одно слово произносится учителем с разной интонацией, например, «Пожар. Пожар! Пожар?». Однако умение читать выразительно требует систематической работы, очень важно, чтобы дети освоили понижение голоса к концу повествовательного предложения, этот навык отрабатывается сначала при чтении отдельных предложений, а потом коротких текстов. Эти формы работы могут быть совмещены на одном уроке: сначала дети выделяют в тексте точки маркером, потом по очереди читают отдельные предложения, затем более продвинутый в чтении ученик читает весь текст. 

Этапы работы:

-           формирование умения находить знаки препинания в конце предложения зрительно, выделять маркером,

-           формирование умения выделять знаки препинания в конце предложения интонационно;

-           формирование умения находить в коротком тексте знаки препинания в конце предло¬жения зрительно, выделять маркером,

-           формирование умения выделять в коротком тексте знаки препинания в конце предло¬жения интонационно;

-           формирование умения выделять знаки препинания в середине и в конце предложения зрительно и маркером,

-           формирование умения выделять знаки препинания в середине и в конце предложения интонационно;

-           формирование умения выделять в печатном тексте знаки препинания в середине и в конце предложения зрительно и маркером,

-           формирование умения выделять в печатном тексте знаки препинания в середине и в конце предложения интонационно.

Возможные формы работы:

-           маркировка знаков препинания ярким цветом, маркировка начала предложения другим цветом;

-           отхлопывание знаков препинания при чтении;

-           чтение предложений тихо, со средним уровнем громкости, громко;

-           маркировка слова, выделяемого голосом, в предложении (можно сопровождать отмашкой руки);

-           выделение интонационно начала повествовательного предложения, середины, конца (интонационное выделение логического ударения): Мама мыла раму. Мама мыла раму. Мама мыла раму. (Хорошим подспорьем для работы над логическим ударением может быть нахождение контекста, который требует выделения одного из слов предложения, например: Бабушка мыла раму. - Нет, это мама мыла раму);

-           чтение предложений вида: «Беги!», «Помоги!»;

-           чтение общепринятых форм вежливого обращения: «Спасибо!», «Пожалуйста», «Здравствуйте!»;

-           чтение одних и тех же предложений с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией: Сегодня хорошая погода. Сегодня хорошая погода! Сегодня хорошая погода?;

-           интонационное выделение логического ударения в восклицательном предложении: Мама купила торт! Мама купила торт! Мама купила торт!;

-           выделение интонационно начала вопросительного предложения, середины, конца: Мама купила торт? Мама купила торт? Мама купила торт?;

-           чтение предложений с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией;

-           аналогичные формы работы при чтении текстов;

-           чтение стихотворных текстов с выделением пауз и ударений (паузы и ударения отмечаются условными знаками, затем отрабатывается выразительное чтение стихотворения по размеченному тексту, затем - по памяти);

-           чтение по ролям (там, где это позволяет текст, необходимо обсуждать внешний вид и характер героев, учить подбирать соответствующую интонацию голоса при чтении).

В заключение отметим, что чтение эмоционально окрашенных текстов с выраже¬нием может быть трудно детям с аутистическими расстройствами. С ними важно отрабо¬тать восприятие разных по интонации предложений. Например, такому ученику можно дать роль судьи, с правильной ли интонацией прочитаны предложения: он следит по тек¬сту с выделенными маркерами знаками конца предложения за чтением других детей и вместе с учителем отмечает правильное и неправильное прочтение.

Литература :

1.         Архангельская Н., Карлсен Е. и др. Букварь. - М.: Просвещение, 1978.

2.         Ахутина Т.В., Камардина КО., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. - М., 2012.

3.         Жукова Н.С. Букварь. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, ЛИТУР, 2002.

4.         Зыкова Т.С., Морева Н.А. Чтение. 1 класс. - М.: Просвещение, 2002.

5.         Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -М.: Владос, 2001.

6.         Кондранина Т.И. Чтение. 1 класс. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения. - М.: Издат-школа XXI век, 2000.

7.         Коренева Л.М. Логопедическое пособие. - М.: Издат-Школа, 2000.

8.         Лалаева Р.И Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998.

9.         Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - С-Пб.: Союз, 2001.

10.       Матвеева А.Н. Мой добрый друг. - М.: Валент, 1994.

11.       Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. - М.: ОНИКС XXI век, 2001.

12.       Федин О., Федина С. Как научить ребенка читать. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2003.

13.       Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Береславская М.И.. Преодоление трудностей при обучении чтению //М., «Школа здоровья», 2006. № 1.

МАОУ гимназия № 5 города Новороссийска 2023 год.