ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ 6-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ С УЧЁТОМ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ.

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
МАОУ гимназия № 5 Новороссийск

ПОДГОТОВКА  ДЕТЕЙ  6-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА  К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ  С УЧЁТОМ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ.

Лекция для родителей.

       Уважаемые родители!  Сегодня я хочу вам рассказать об особенностях психологии детей 6-7-летнего возраста, о том, как помочь им адаптироваться к школе, как обеспечить в процессе обучения всестороннее развитие способностей каждого ребёнка.

          Известно высказывание Л.Толстого: « От 5-летнего ребёнка до меня только один шаг. А от новорождённого до 5-летнего – страшное расстояние ». Действительно, уже к 5-ти годам мышление детей становится более содержательным, проявляется склонность к анализу и поиску причинно-следственных связей. Поведение отличается большей критичностью, логичностью поступков, дифференцируются вкусы, интересы и наклонности. Ребёнок может достаточно хорошо управлять своими чувствами и регулировать свои желания.

            Если уже в 2 года в полной мере виден темперамент, то в 5 лет вырисовывается в основных чертах характер и появляется контур будущей личности.

        Если задать детям 5-7-ми лет вопрос о том. кого бы они стали изображать в игре «Семья», то большинство отдаёт предпочтение родителю того же пола, т.е. мальчики хотят быть отцами, а девочки – матерями. С 7-ми лет дети предпочитают изображать себя, т.е. ребёнок хочет быть самим собой.

      Осознанное стремление ребёнка походить на родителя того же пола является знаком авторитета для детей. Благодаря этому отец и мать могут оказывать на детей старшего дошкольного возраста наибольшее влияние.

    Первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнений в родительской любви.

     Многие родители считают, что нельзя показывать детям любовь к ним, что это приводит к  избалованности, эгоизму, себялюбию. Это категорически неверно! Все эти негативные черты возникают как раз при недостатке любви, когда создаётся некий эмоциональный дефицит.

     В старшем дошкольном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности. Ребёнок уже понимает нравственные нормы поведения, у него развивается притязание на признание. Это одна из самых значимых человеческих потребностей. Ребёнок стремится получить высокую оценку своих достижений, бдительно следит, какое внимание оказывают ему, а какое - его сверстнику или братишке. Если ребёнок заслужил порицание, то всегда хочет исправить испортившиеся отношения со взрослым. Дети всё чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности. И здесь очень важно поддержать ребёнка, не обрушивать на него реплики «Ты не сможешь…», « У тебя не получится…», « Не мешай мне пустыми вопросами!». Это может привести ребёнка к потере уверенности в своих возможностях и даже к развитию комплекса неполноценности. Многие дети, стремясь заслужить похвалу взрослого, прибегают ко лжи. Причём часто, солгав, они демонстрируют свою искреннюю правдивость, например, смотрят «честными глазами» прямо в глаза взрослому.  Ложь возникает тогда, когда волевая сфера ребёнка недостаточно развита для последовательного выполнения действий, за которые хвалят. Как же вести себя взрослому, столкнувшись с детской ложью? Не стоит грубо изобличать ребёнка, говорить ему: «Ты лжёшь!», стыдить. Лучше выразить доверие, показать уверенность в том, что он впредь не будет унижать себя ложью. Психологи считают, что лучше сделать вид, что вы поверили, тогда гораздо больше шансов на то, что ребёнку самому станет стыдно и он сделает вам признание или же, промолчав в данном случае, в будущем не станет прибегать ко лжи.

      В старшем дошкольном возрасте, как и в раннем детстве, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка. Ребёнок 6-7 лет, как правило, ещё не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства. Поведение окружающих постоянно вызывает у ребёнка разнообразные чувства - радость, гордость, обиду, сочувствие, ревность.

 

      Особое место среди детских чувств занимают бурные переживания страха. В любой группе или классе есть дети, которые отказываются кататься с горки, убегают от собаки, не остаются в комнате одни, вздрагивают от неожиданного звука. Многие дети боятся сказочных персонажей, героев мультфильмов. Наиболее часто дети 6-7 лет испытывают страх смерти и такие тесно связанные с ним страхи, как страшные сны, боязнь нападения, огня, боязнь заболеть. Появление страха смерти  означает постепенное завершение наивного периода в жизни детей, когда они верили в сказки, в чудо, в бессмертие. Обычно уже в 1-2 классе страх за свою жизнь перестаёт звучать как аффект, внимание ребёнка  переключается на познание более конструктивных моментов. У девочек страхи бывают чаще, чем у мальчиков. Появление страхов происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Если родители впадают в отчаяние от каждой реальной или воображаемой опасности, фиксируют внимание ребёнка на его здоровье, на его страхах, окружают его чрезмерной опекой, то тревога родителей невольно передаётся ребёнку. Иногда родители специально пугают ребёнка. чтобы добиться от него послушания: « Вот уеду от тебя!», « Если не будешь слушаться, тебе сделают укол» и т.п.

        Часто дети, испытывающие в раннем детстве много страхов, к 7-8 годам становятся крайне тревожными, беспокойными. Они боятся сделать что-то не так, опоздать, потерять любовь и уважение близких.

      Дошкольный возраст является и возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Ребенок уже может контролировать свою позу, т.е. управлять собственным телом, сидеть спокойно на занятиях. Дошкольник уже умеет управлять своим восприятием (например, сравнивая похожие картинки, находя отличия), памятью (когда специально заучивает стихи). Ребёнок управляет и мыслительной деятельностью (например, решая головоломки, он пробует разные варианты). Делая что-то, ребёнок уже стремится к определённой цели и даже умеет планировать собственные действия. Дети 6-7-летнего возраста умеют выполнять  сложные речевые инструкции взрослых, составляют план и руководят своими действиями «про себя», лишь в самых затруднительных случаях руководят собою вслух.

     Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. Воспринимая предметы и действия с ними, малыш начинает всё более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхностей и т.п. Развивается ориентировка детей в пространстве и во времени. Очень важным является и усвоение логических форм мышления. Ребёнок начинает понимать, что предмет можно обозначить, заместить при помощи другого предмета, рисунка или слова. Особый вид отвлечённого логического мышления, которым начинают овладевать дети – это действия с числами и математическими знаками.

     Таким образом, к концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой, в известной степени, личность. Он хорошо осознаёт свою половую принадлежность. Он знает, в какой стране живёт, в каком населённом пункте находится его дом, имеет некоторое представление о существовании других стран. Он отдаёт себе отчёт в том, какое место среди людей он занимает (он ребёнок, дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу). Одним словом, он находит себе место во времени и в пространстве. Он уже ориентируется в семейно-родственных  связях, умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками, может подчинять себя обстоятельствам.

     Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

    Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

     Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Совершенно новый тип взаимоотношений складывается между учеником и учителем. Учитель – это не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребёнка,- он является носителем общественных требований к ребёнку. Оценка, которую получает ребёнок, - не выражение личного отношения к нему учителя, а объективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Плохую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием.

     Взаимоотношения между учащимися в классе существенно отличаются от тех, которые  складываются в группе детского сада. Главным мерилом, определяющим положение ребёнка в группе сверстников, становится оценка, успехи в учёбе. Учебная деятельность школьника по своему содержанию и организации резко отличается от привычных для дошкольника форм деятельности. Эти особенности предъявляют высокие требования к разным сторонам личности школьника, к его психическим качествам, знаниям и умениям.

     Ребёнок должен понимать смысл учебных задач, иметь навыки самоконтроля и самооценки.

     Большое значение имеет развитие волевых качеств ребёнка, а также наблюдательности, умения слушать и запоминать.

     Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом.

    Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому неверно думать, что поступающие в школу дети обязаны уметь читать и считать. Вместе с тем, читающие и умеющие хорошо считать дети, конечно, учатся более успешно. Полезность этих навыков зависит от того, насколько правильно они сформированы.

    Так, навык чтения считается сформированным правильно, если оно слитное или послоговое ( строится на базе развития фонематического слуха.) Чтение побуквенное затрудняет работу учителя, т.к. ребёнка придётся переучивать. Так же  обстоит дело со счётом - он окажется  полезным, если опирается на понимание значения числа, и бесполезным или даже вредным. если усвоен механически.

Готовя своего ребёнка к школе, обратите внимание на следующие моменты:

1.Положительный эмоциональный настрой. Ребёнок должен захотеть учиться.

2. Развитая  мелкая моторика. Проверьте, быстро ли ребёнок застёгивает пуговицы, шнурует ботинки, заплетает косички, лепит из пластилина.

3.Особое внимание уделите ребёнку-левше. Осторожно, без нажима проверьте, насколько он владеет правой рукой (т.е. имеем ли мы дело с истинным левшеством ). Если попытка переучивания вызывает резкий протест, невротические реакции, лучше ребёнка не трогать.

4. Обратите внимание на прикус. Если ребёнок нуждается в корригирующих пластинках, постарайтесь поставить их до начала обучения. чтобы ребёнок успел привыкнуть и не стеснялся своей дикции.

5. Определите уровень работоспособности вашего ребёнка. Ответьте себе на вопросы: сколько минут он может слушать чтение, играть в настольную игру, не отвлекаясь, способен ли быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, удерживает ли в голове инструкцию взрослого или быстро забывает её и нуждается в постоянном «направлении на заданный путь»

6. Дети, посещавшие ранее логопедическую группу ДОУ, должны принести в школу характеристику логопеда с указанием объёма проведённой коррекционной работы и рекомендаций, чтобы была обеспечена преемственность в работе дошкольного и школьного логопедов.

     Отдельно необходимо остановиться на речевом развитии ребёнка предшкольного возраста.

    Понятно, что речь малыша в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако, все естественные возрастные неправильности исчезают к 5-5,5 годам. Происходит это не само по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Недопустимо взрослым «сюсюкать», имитируя неправильную речь ребёнка. Подобная манера общения может надолго закрепить недостатки в речи малыша.

    Если ребёнок к 5,5 годам самостоятельно не преодолел недостатки звукопроизношения, ему необходимы логопедические занятия. Конечно, хорошо бы исправить все речевые недочёты до поступления в школу, т.к. они часто препятствуют успешному обучению грамоте. Некоторые недостатки устной речи мешают правильному формированию речи письменной, т.е. чтения и письма.

    Родители сами могут определить, насколько хорошо развита речь ребёнка с помощью несложных вопросов, тестов.

1.     Дефекты звукопроизношения бывают 3-х видов: отсутствие звука, искажение звука, замена одного звука другим.

Чтобы определить это, продемонстрируйте ребёнку предметные картинки и попросите назвать их. Наиболее часто дефектными бывают звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, Л.

      2.Обязательно проверьте, насколько развит у ребёнка фонематический слух. Для этого предложите ему повторить ряд звуков (б-п, с-ш), затем ряд  слогов (ла-ло-лу), предложите из данных картинок выбрать картинку на заданный звук. Ребёнок должен уметь назвать последовательность звуков в слове (кот. стол), посчитать их, сравнить звуковой состав слов, имеющих одинаковые звуки (коса-коза).Ребёнок со сниженным фонематическим слухом затрудняется повторить слова сложной слоговой структуры(экскурсовод, строительство, регулировщик).

     3. Очень важным показателем речевой готовности к обучению является сформированность грамматического строя. Ребёнок должен уметь образовывать форму множественного числа существительных (одно-дерево, а если их много, как назовём?), согласовывать существительное с прилагательным (платье какое? –красное). Обратите внимание, правильно ли ребёнок изменяет окончания слов при пересчёте предметов(1 стул, 2 стула,…5 стульев). понимает ли значения используемых в речи предлогов.Он должен уметь составить по картинке предложение или небольшой рассказ.

       4.Уделите внимание словарю ребёнка. Обобщения по темам (овощи, фрукты, мебель, одежда, дни недели, времена года и т.п.) у ребёнка 6-7 лет, как правило, не вызывают затруднений. Поучите его узнавать предмет по описанию (круглый, красный, сочный. гладкий на ощупь овощ – это …помидор), подбирать к словам эпитеты ( Как можно описать это яблоко? – Круглое, жёлтое, спелое, вкусное, сладкое, сочное и т.д.). антонимы (Скажи «наоборот»: день-…ночь, большой -…маленький ит.п.)

Поработать над словообразованием можно, предложив образовать названия детёнышей зверей (лев-львёнок, волк-волчонок) или названия профессий (тот, кто водит машину, –водитель, тот, кто продаёт товары, -продавец ит.п.)

        Всю эту подготовку легко можно провести в игровой форме, как бы между прочим, но для успешного обучения в школе она очень важна.

        В заключение хотелось бы отметить, что наличие проблем, трудностей у ребёнка должно стать поводом для обращения к специалистам: педагогу, логопеду, психологу.

 

 

Материал подготовлен учителем-логопедом высшей категории МАОУ гимназии № 5 Ковалёвой М.М.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

МАОУ гимназия № 5 города Новороссийска 2019 год.