Вы здесь: Главная
Школа для родителей детей с ОВЗ
ПОДХОДЫ К ОКАЗАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ.


ПОДХОДЫ К ОКАЗАНИЮ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ.
В связи с большим количеством рождения детей с различными нарушениями, возникла потребность в разработке правительством определенных законов и программ по защите прав таких детей.
Важнейшими национальными документами, направленными на реализацию государственной политики по охране материнства и детства в условиях происходящих в стране политических и социально-экономических преобразований, являются: Основы государственной социальной политики по защите, развитию и выживанию детей, национальные планы действий по улучшению положения женщин и детей, семей с детьми-инвалидами и инвалидами с детства. Постановлением правительства Российской Федерации от 09.09.93 г. №909 была утверждена программа «Дети России», в состав которой включена подпрограмма «Дети-инвалиды». Указом Президента Российской Федерации №1696 от 18.08.1994 г. программе «Дети России» был предан статус Президентской.
Статус ребенка-инвалида впервые введен в России в 1979г., когда Министерством здравоохранения СССР был издан приказ №1265 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» и определены показания для установления инвалидности детям. Это ознаменовало начало нового государственного подхода к пониманию проблем детей-инвалидов.
В 1991 году был издан приказ Минздрава РСФСР от 04.07.91 г. №117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет». Важное значение для приведения законодательства России в соответствие с нормами Конвенции о правах инвалидов и расширения социальной помощи инвалидам явилось принятие в 2000г. постановления Правительства Российской Федерации от 21.09. 2000, в котором категория «ребенок-инвалид» устанавливается в возрасте до 18 лет.
Также система специального образования и службы социальной помощи руководствуются такими документами, как Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1995), Семейный кодекс РФ (1996), Закон РФ «Об образовании», Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».
В конце 1995г. коллегия Министерства образования РФ приняла решение об утверждении положения о «Центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам». Концептуальные представления о системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка, а также накопленный опыт практической работы обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции в 1998 г. в Санкт-Петербурге, что получило законодательное подтверждение в Концепции совершенствования медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства (утв. приказом Минздрава РФ от 25 ноября 2003г. №567).
Приоритетной продолжает оставаться психолого-педагогическая помощь этим детям в условиях специально организованного обучения в различного вида коррекционных образовательных учреждениях. Коррекционные учреждения призваны обеспечивать ребенку условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.
В настоящее время настоятельной необходимостью стала реализация превентивной системы действий, направленных на обеспечение полноценного личностного и интеллектуального развития детей с отклонениями в развитии, формирование у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию, обеспечение индивидуального подхода к каждому субъекту образовательного пространства и гуманизацию общественных отношений в образовании.
Позиция классического, узкоориентированного специалиста в данном случае представляется недостаточной для оказания эффективной помощи, поскольку имеет директивно-направляющий характер. С демократизацией и гуманизацией общества возникает потребность в изменении традиционных трактовок цели образования и путей ее достижения. Антропологически ориентированная педагогика на новом витке спирали приходит к пониманию подлинной личностной свободы как свободного нравственного самоопределения человека и возможности его высшей духовной самореализации. Это становится возможным при рассмотрении человека, в том числе имеющего недостатки в развитии, как существа природного, социального и трансцендентального. С позиции антропологизма личность во всех указанных ипостасях следует рассматривать системно, т.е. во взаимосвязи с природой, обществом, биосферой, ноосферой и другими системами более глобального порядка.
Такой подход способствует созданию условий для активизации потенциала ребенка, и, таким образом, акцент помощи смещается с коррекционно-диагностического на личностно-развивающий ,как более перспективный, что предполагает расширение спектра технологий помощи детям с нарушениями в развитии.
Тенденция к созданию альтернативных и вариативных программ помощи детям с нарушениями в развитии в настоящее время наметилась в области коррекционной педагогики, что, несомненно, свидетельствует о наступлении совершено нового, антрополого-ориентированного, этапа ее развития.
Таким образом, в настоящее время обозначились два направления в развитии коррекционной помощи детям:
§ первое связано с разработкой организационных форм, содержания и технологического обеспечения психологической и педагогической помощи нормальным детям, по тем или иным причинам испытывающих трудности в обучении. Эти трудности могут иметь как биологически, так и социально обусловленные корни;
§ второе направление отражает процесс совершенствования существующей системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в семье).
В процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальная педагогика использует специальные образовательные технологии. Если ранее педагогика пользовалась такими категориями, как методы обучения, методы воспитания, а также формы и средства соответственно обучения и воспитания, то в современных условиях в педагогическом сознании сформировано устойчивое представление о становлении, развитии и социализации подрастающего человека, как о процессе его образования, неразделимо интегрирующего обучение и воспитание. Разделение способов обучения и способов воспитания становится в таком случае искусственным, оправданным лишь в целях аналитического изучения различных сторон специального образовательного процесса (Н.М. Назарова), поэтому правомерным считается использование понятия образовательная (педагогическая) технология, под которой понимается:
- последовательная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач;
- планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса;
- строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
В таком контексте психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему специальных образовательных технологий.
Выбор специальной образовательной технологии обусловлен рядом факторов, в том числе степенью интенсивности педагогической интервенции.
Опираясь на исследования Лудевига выделяются следующие виды систем помощи на основе определения цели и интенсивности их воздействия:
Инструкция (помощь в получении знаний - технологии вербального характера, способствующие обучению продуктивным копинг-стратегиям (моделям поведения).
Консультация (помощь в использовании имеющихся возможностей) - технология, предполагающая стимулирование, имеющегося потенциала личности.
Сопровождение (помощь в улучшении положения системы путем ее стабилизации) - технология, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Коррекция (вклад в решение проблем системы) - технология, направленная на преодоление или ослабление недостатков развития.
Самораскрытие (деятельность, направленная на самопознание) - технология, направленная на стимулирование личностного потенциала, его самоактуализации и самоопределения.
Каждая из вышеназванных видов помощи представляет квинтэссенцию педагогических взглядов, ценностей и опыта. В этой связи сопровождение жизнедеятельности является технологией, зародившейся благодаря антропологическому подходу к изучению личности.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб, 2003.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2001.
3. Сорокин В.М. Специальная психология. — М., 2003.
4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2000.
5. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.
6. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. - М., 1999.