ПОДХОДЫ К ОКАЗАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ.

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
МАОУ гимназия № 5 Новороссийск

ПОДХОДЫ К ОКАЗАНИЮ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ.

В связи с большим количеством рождения детей с различными нарушениями, возникла потребность в разработке правительством определенных законов и программ по защите прав таких детей.

Важнейшими национальными документами, направленными на реализацию государственной политики по охране материнства и детства в условиях происходящих в стране политических и социально-экономических преобразований, являются: Основы государственной социальной политики по защите, развитию и выживанию детей, национальные планы действий по улучшению положения женщин и детей, семей с детьми-инвалидами и инвалидами с детства. Постановлением правительства Российской Федерации от 09.09.93 г. №909 была утверждена программа «Дети России», в состав которой включена подпрограмма «Дети-инвалиды». Указом Президента Российской Федерации №1696 от 18.08.1994 г. программе «Дети России» был предан статус Президентской.

Статус ребенка-инвалида впервые введен в России в 1979г., когда Министерством здравоохранения СССР был издан приказ №1265 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» и определены показания для установления инвалидности детям. Это ознаменовало начало нового государственного подхода к пониманию проблем детей-инвалидов.

В 1991 году был издан приказ Минздрава РСФСР от 04.07.91 г. №117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет». Важное значение для приведения законодательства России в соответствие с нормами Конвенции о правах инвалидов и расширения социальной помощи инвалидам явилось принятие в 2000г. постановления Правительства Российской Федерации от 21.09. 2000, в котором категория «ребенок-инвалид» устанавливается в возрасте до 18 лет.

Также система специального образования и службы социальной помощи руководствуются такими документами, как Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1995), Семейный кодекс РФ (1996), Закон РФ «Об образовании», Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».

В конце 1995г. коллегия Министерства образования РФ при­няла решение об утверждении положения о «Центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам». Концептуальные представления о системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка, а также накопленный опыт практической работы обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции в 1998 г. в Санкт-Петербурге, что получило законодательное подтверждение в Концепции совершенствования медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства (утв. приказом Минздрава РФ от 25 ноября 2003г. №567).

Приоритетной продолжает оставаться психолого-педагогическая помощь этим детям в условиях специально организованного обучения в различного вида коррекционных образовательных учреждениях. Коррекционные учреждения призваны обеспечивать ребенку условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

В настоящее время настоятельной необходимостью стала реализация превентивной системы действий, направленных на обеспечение полноценного личностного и интеллектуального развития детей с отклонениями в развитии, формирование у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию, обеспечение индивидуального подхода к каждому субъекту образовательного пространства и гуманизацию общественных отношений в образовании.

Позиция классического, узкоориентированного специалиста в данном случае представляется недостаточной для оказания эффективной помощи, поскольку имеет директивно-направляющий характер. С демократизацией и гуманизацией общества возникает потребность в изменении традиционных трактовок цели образования и путей ее достижения. Антропологически ориентированная педагогика на новом витке спирали приходит к пониманию подлинной личностной свободы как свободного нравственного самоопределения человека и возможности его высшей духовной самореализации. Это становится возможным при рассмотрении человека, в том числе имеющего недостатки в развитии, как существа природного, социального и трансцендентального. С позиции антропологизма личность во всех указанных ипостасях следует рассматривать системно, т.е. во взаимосвязи с природой, обществом, биосферой, ноосферой и другими системами более глобального порядка.

Такой подход способствует созданию условий  для активизации потенциала ребенка, и, таким образом, акцент помощи смещается с коррекционно-диагностического на личностно-развивающий ,как более перспективный, что предполагает расширение спектра технологий помощи детям с нарушениями в развитии.

Тенденция к созданию альтернативных и вариативных про­грамм помощи детям с нарушениями в развитии в настоящее время наметилась в области коррекционной педагогики, что, несомненно, свидетельствует о наступлении совершено нового, антрополого-ориентированного, этапа ее развития.

Таким образом, в настоящее время обозначились два направления в развитии коррекционной помощи детям:

§  первое связано с разработкой организационных форм, содержания и технологического обеспечения психологической и педагогической помощи нормальным детям, по тем или иным причинам испытывающих трудности в обучении. Эти трудности могут иметь как биологически, так и социально обусловленные корни;

§  второе направление отражает процесс совершенствова­ния существующей системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в семье).

В процессе образования человека с особыми образователь­ными потребностями специальная педагогика использует спе­циальные образовательные технологии. Если ранее педагогика пользовалась такими категориями, как методы обучения, методы воспитания, а также формы и средства соответственно обучения и воспитания, то в современных условиях в педагогическом сознании сформировано устойчивое представление о становлении, развитии и социализации подрастающего человека, как о процессе его образования, неразделимо интегрирующего обучение и воспитание. Разделение способов обучения и способов воспитания становится в таком случае искусственным, оправданным лишь в целях аналитического изучения различных сторон специального образовательного процесса (Н.М. Назарова), поэтому правомерным считается использование понятия образовательная (педагогическая) технология, под которой понимается:

-    последовательная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач;

-    планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса;

-    строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

В таком контексте психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему специальных образовательных технологий.

Выбор специальной образовательной технологии обусловлен рядом факторов, в том числе степенью интенсивности педагогической интервенции.

Опираясь на исследования Лудевига выделяются следующие виды систем помощи на основе определения цели и интенсивности их воздействия:

Инструкция (помощь в получении знаний - технологии вербального характера, способствующие обучению продуктивным копинг-стратегиям (моделям поведения).

Консультация (помощь в использовании имеющихся воз­можностей) - технология, предполагающая стимулирование, имеющегося потенциала личности.

Сопровождение (помощь в улучшении положения системы путем ее стабилизации) - технология, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Коррекция (вклад в решение проблем системы) - технология, направленная на преодоление или ослабление недостатков развития.

Самораскрытие (деятельность, направленная на самопознание) - технология, направленная на стимулирование личностного потенциала, его самоактуализации и самоопределения.

Каждая из вышеназванных видов помощи представляет квинтэссенцию педагогических взглядов, ценностей и опыта. В этой связи сопровождение жизнедеятельности является технологией, зародившейся благодаря антропологическому подходу к изучению личности.

 

Список литературы

1.                Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб, 2003.

2.                Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2001.

3.                Сорокин В.М. Специальная психология. — М., 2003.

4.                Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2000.

5.                Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специаль­ной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.

6.                Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организаци­онно-педагогические аспекты. - М., 1999.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

МАОУ гимназия № 5 города Новороссийска 2019 год.