Психолого-логопедическое сопровождение учащихся 1 класса с речевыми нарушениями

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
МАОУ гимназия № 5 Новороссийск

Психолого-логопедическое сопровождение учащихся 1 класса с речевыми нарушениями

 

Учитель-логопед Ковалёва М.М.

 

Один в поле не воин!

 

В нашей гимназии , мы пытаемся создать максимально комфортные  и тёплые условия для детей, которые первый раз переступают порог школы.

Конечно, в поле зрения  учителя-логопеда и педагога-психолога, в первую очередь, попадают те  учащиеся, которым требуется наше внимание и поддержка.

Необходимость создания модели психолого-логопедического сопровождения

учащихся первых классов с  речевыми нарушениями была вызвана несколькими

факторами:

 

1. Часто именно дети с тяжёлыми речевыми нарушениями имеют

проблемы в познавательной сфере, сталкиваются с трудностями в усвоении

программы.

2. При поступлении в школу учащиеся испытывали сложности в

коммуникативном общении со сверстниками, с педагогами.

3. Необходимость создания единого коррекционно-развивающего

пространства в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Кроме этого, как отмечают специалисты «своеобразие индивидуальных

особенностей внимания, памяти, уровня произвольности общения и

деятельности являются производными, т.е. следствием аномального развития

речи» (Ястребова Л.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся

начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999).

 

Учитель-логопед и педагог-психолог  строят свою работу с учётом

составленного в сентябре перспективного совместного плана работы.

 

В течение двух лет  модель интегрированного сопровождения учащихся первых

классов складывалась по маленьким кирпичикам:

• Совместные родительские собрания, семинары-практикумы,

тренинги;

• Участие в работе школьного ПМПконсилиума;

• Информационная и консультационная работа с педагогами и

родителями;

• Проведение регулярных (1раз в месяц) интегрированных

коррекционно-развивающих занятий.

 

На сегодняшний день это готовая модель психолого-логопедического

сопровождения учащихся первых классов с  речевыми нарушениями.

 

Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно

взаимосвязаны и решаются в рамках целостно подхода к воспитанию и

развитию психической деятельности ученика. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов, будь то мышление или речь.

 

Вся работа делится на три этапа:

1. Организационно-диагностический.(1-15 сентября)

2. Коррекционно-развивающий.(16 сентября- 15 мая)

3. Итоговый.(16-31 мая)

 

В сентябре учитель-логопед проводит обследование устной речи учащихся

первых классов. Педагог-психолог в это время выявляет  интеллектуальную

и эмоционально-волевую   готовность к школьному обучению.

            

 В рамках реализации основного коррекционно-развивающего

этапа работы проводятся интегрированные занятия педагога-психолога и

учителя-логопеда (1 раз в месяц). Основной целью  проведения этих

занятий является развитие коммуникативных умений и навыков учащихся,

экспрессивной речи  и  познавательной сферы. Нами разработан  план-схема

интегрированного занятия, что позволяет эффективно использовать рабочее

время и осуществлять совместную подготовку к занятиям качественно и

эффективно, избегая дублирования в работе. Этот план-схема не является

стандартным, мы варьируем содержание занятия в зависимости от этапа

работы, цели и задач, которые ставятся на каждом конкретном занятии.

Каждое занятие мы проводим в форме игры, путешествия, что позволяет

значительно повысить интерес первоклассников, активизировать их речевую

деятельность.

                 В конце учебного года проводится повторная диагностика

каждым специалистом с целью отслеживания динамики развития учащихся и

построения дальнейшей коррекционно-развивающей работы (во втором

классе).

          

План-схема

интегрированного занятия

 

В рамках психолого-логопедического сопровождения учащихся первых классов

с тяжёлыми речевыми нарушениями.

 

План-схема:

I. Организационный момент.

Педагог-психолог:

-Развитие долговременной памяти (рефлексия предыдущего занятия);

-Активизация внимания,  мыслительных процессов.

 

II. Основная часть.

Учитель-логопед:

-Закрепление экспрессивного словаря по лексической теме.

-Развитие мелкой моторики пальцев рук. (развитие межполушарных связей).

-Автоматизация поставленных звуков в речи.

 

Динамическая пауза

Педагог-психолог:

-Формирование (совершенствование) коммуникативных умений и навыков.

- Развитие (совершенствование) общей моторики (координация движений,

точность выполнения инструкции).

Учитель-логопед:

-Развитие фонематических процессов (восприятия, анализа, синтеза).

-Совершенствование навыков  звукового анализа и синтеза.

-Развитие ЛГК и связной речи.

Педагог-психолог:

- Развитие интеллектуальных способностей.

 

III. Рефлексия.

Учитель-логопед:

-Смысловая оценка занятия.

Педагог-психолог:

-Эмоциональная оценка занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Занятие № 7.

Транспорт

Цели:

-Закрепление словаря по теме.

-Закрепление понятий слово-предмет, слово-признак, слово-действие;

-Развитие коммуникативных навыков;

-Развитие долговременной памяти, логического мышления.

-Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

 

Оборудование:  предметные картинки по теме, символы твёрдых и мягких

согласных, разрезные картинки, схема для игры «Самолёт», карточки для

чтения (динамическая пауза),

Ход занятия

I.Оргмомент.

Психолог:

Развитие долговременной памяти.

-Ребята, скажите, о чём мы с вами говорили на предыдущем занятии ?

  Активизация внимания. «Самолёт»

-Сейчас вам нужно очень внимательно следить за полётом самолёта и

назвать соответствующую клетку, где самолёт совершит посадку.

-Сегодняшнее путешествие, вы можете совершить на том транспорте, на

каком пожелаете. Предлагаю каждому из вас выбрать вид транспорта и

пригласить в путешествие Татьяну Ивановну. (дети составляют предложения,

приглашая логопеда в путешествие)

 

II. Основная часть.

Логопед

-Сегодня мы с вами говорим о транспорте. Давайте вспомним, как

называется транспорт, на котором можно передвигаться по воздуху? По

воде? По земле? (вывешивается схема слова-признака). Какие слова мы с

вами называли? (слова-признаки)

4-й Лишний (самолёт, трамвай, троллейбус, Автобус)

-Какие слова мы называли? (опора на карточки-схемы). Правильно, это

слова-предметы.

Подберите слова-признаки к каждому слову:

самолёт (какой?)…….Автобус…….трамвай…. троллейбус

«Собери картинку»- работа  в парах.

-Сейчас у каждой пары на столе появится разрезная картинка. Вам

необходимо собрать её, назвать слово - предмет, составить предложение с

этим словом. (Схема выполнения задания на доске: 1-картинка, 2-схема

слова,3-схема предложения) Схемы, расположенные на доске помогут вам

правильно соблюдать последовательность выполнения задания.

Дети собирают разрезные картинки, называют слова, составляют с ними

предложения.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

-Предлагаю вам выполнить фигурки из пальчиков, чтобы мы увидели

транспорт не только на картинках.

«Лодочка»-лодочка плывёт по речке, оставляя на воде колечки.

«Пароход»-пароход плывёт по речке и пыхтит он словно печка.

-Скажите, а пароход и лодку мы к какому виду транспорта отнесём?

Автоматизация поставленных звуков в речи.

-Ребята, а кто помнит стихотворение о самолете, автомобиле, корабле?

(Дети по желанию рассказывают 4-стишья на отрабатываемые звуки.)

 

Динамическая пауза

Психолог:

Совершенствование общей моторики - пантомимика

-Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы постарайтесь изобразить

движение  и звук этого транспорта.

(Корабль, автомобиль, самолёт, вертолёт, поезд, велосипед.)

Развитие коммуникативных навыков

-Ребята, представьте, что мы с вами оказались в  чужом городе.

Вы никого не знаете, вам нужно спросить у прохожих, как добраться до

определённого места. Куда нужно добраться, вы прочтёте на карточках

(цирк, аптека, школа, больница, музей).

Логопед

- Развитие фонематических представлений:

-Ребята, я буду называть слова, ваша задача выделить 1-й звук в слове,

определить твёрдый он или мягкий и поднять соответствующую карточку.

(самолёт, велосипед, поезд, вертолёт, трамвай и др.) .

Проводится игра «Узнай слово».

-Слушай, не зевай, слово узнавай.

-Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть, когда услышите правильное

слово.

-Замолёт, салолёт, самолёт; драмвай, трамваль, трамвай; велозипед,

велосипед, весисопед,  и т. д.

Развитие слогового синтеза

- Ребята, у меня рассыпались слова на слоги(на доске  карточки со

слогами для составления слов) .Помогите, пожалуйста составить слова.

ЛЁТ    СА    МО

РО      ПА   ХОД

ВАЙ   ТРАМ

БУС    ТРОЛ    ЛЕЙ

БУС  АВ   ТО

Психолог

Ориентировка в пространстве.

Где находятся самолёт? (Справа от…., слева от…)

-Назовите транспорт, который  находится справа от самоката, слева от

трамвая и т.д.

 

III.Рефлексия

Логопед

-Ребята, скажите, какая игра понравилась каждому из вас?

Психолог:

-Скажите, о чём мы сегодня говорили на занятии? Вспомните, о каких видах

транспорта мы говорили?

--Давайте подарим друг другу на прощание доброе слово, пожелаем что-то

хорошее…………

На этом наше занятие заканчивается, до новых встреч.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

МАОУ гимназия № 5 города Новороссийска 2019 год.