Наша библиотека

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
МАОУ гимназия № 5 Новороссийск

Версия для слабовидящих

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Электронная библиотека МАОУ гимназии №5

Электронный фонд библиотеки

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU

 

Цель:      Воспитание любви к Родине, чувства патриотизма.

Задачи:

1.     Расширять знания детей об истории нашей страны.

2.     Воспитывать уважение к героическому прошлому своего народа.

3.     Привить детям любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, песни военных лет, выставка книг о войне

Подготовительная работа: подбор военных песен, книг для выставки, подготовка презентации, подготовка материалов для поделки, заучивание детьми стихотворений о войне.

Составители:

педагог-библиотекарь Богатикова Ирина Анатольевна;

библиотекарь Дудник Нина Евгеньевна.

 

Ход классного часа:

Вступительная часть: играет музыка к песне «День Победы», дети слушают. Педагог предлагает детям отгадать, как называется эта песня и пропеть слова под музыку. Когда дети начинают петь открывается презентация (слайды 1, 2, 3, 4)

Педагог: Давайте вспомним с чего же всё это началось.

На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.

(Слайд 5-6)

 

 

9 детей по очереди читают предложения со слайда.

Дети выходят и читают наизусть

 заранее подготовленные стихи о войне:

1 ученик:

22 июня 1941 года

Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.

(1943г.)

 

2 ученик:

Рассказ ветерана

 

Я, ребята, на войне

В бой ходил, горел в огне.

Мёрз в окопах под Москвой,

Но, как видите, - живой.

Не имел, ребята, права

Я замёрзнуть на снегу,

Утонуть на переправах,

Дом родной отдать врагу.

Должен был прийти я к маме,

Хлеб растить, косить траву.

В День Победы вместе с вами

Видеть неба синеву.

Помнить всех, кто в горький час

Сам погиб, а землю спас…

Я веду сегодня речь

Вот о чём, ребята:

Надо Родину беречь

По-солдатски свято!

 

3 ученик:

Никто не забыт

 

(А. Шамарин)

 

«Никто не забыт и ничто не забыто» -

Горящая надпись на глыбе гранита.

 

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

 

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

 

4 ученик:

Обелиски

 

(А. Терновский)

 

Стоят в России обелиски,

На них фамилии солдат…

Мои ровесники мальчишки

Под обелисками лежат.

И к ним, притихшие в печали,

Цветы приносят полевые

Девчонки те, что их так ждали,

Теперь уже совсем седые.

 

Педагог: на войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

(слайд 7, педагог читает стихотворение со слайда)

Педагог: во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой.  Давайте попробуем и мы с вами сделать такое письмо-треугольник.

(слайд 8-9, дети делают письма и украшают заранее подготовленными георгиевскими лентами и цветами)

 

Педагог: Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.  Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

 И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа!

(слайд 10)

 

Дети читают стихи о Победе.

5 ученик:

Вам, ветераны!

Светлая память
Тем, кого нет!
Тем,
Кто не встретил
Мирный Рассвет,

Сквозь канонады,
Сквозь голод,
Сквозь страх,
Гордо Победу
Нёс на плечах.

Боже!
Дай здравия
Тем, кто живой,
После побоищ,
Вернулся домой!

Вам, ветераны,
В близи и в дали...
Низкий поклон
Мой
До самой земли!!!

(Г. Кучер)

 

6 ученик:

Ветераны

Вот и снова весна, снова Праздник Победы,
Снова светлая грусть нам сжимает сердца -
Ведь уходят они - те, кто вынес все беды,
Не оставив позиций своих до конца !

А уходят, как жили - обычно и просто,
Не печалясь, что в жизнь их вмешалась война,
Как, когда-то - в разведку, за линию фронта,
На храненье отдав нам свои ордена....

(В. Давыдов)

7 ученик:

День Победы

Победный день! Он и далёк и близок...
Везде салюты празднично гремят.
Светлеют лица ветеранов от улыбок,
А слёзы заблестят, отводят взгляд.

Четыре долгих и тяжёлых года,
Стояла насмерть русская земля.
Отцов,на фронт ушедших, на заводах,
Сменяли,подрастая , сыновья.

Как мало тех, кто воевал,осталось,
Тех,кто в тылу вносил в Победу вклад
И в чьих сердцах без вида на усталость
Мы слышим грохот давних канонад.

Мы помним Вас,герои, поимённо.
И гордо- "ветеранами"- зовём.
И от потомков всей страны огромной
За ратный подвиг низкий, Вам ,поклон!

(Г. Долгих)

(слайд 11)

 

Педагог: Поздравляю вас с Праздником Великой Победы! Надеюсь, теперь вы больше узнали о том, как нелегко далась победа нашей стране. Это очень важно - знать и помнить героические страницы истории нашей Родины.

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

Обзор - беседа

«Литературный венок Кубани»

      

                                                                                  (4 - е классы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Новороссийск

гимназия №5

зав.библиотекой Богатикова И.А.

 

                  «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕНОК КУБАНИ»

 

Цель: воспитание в учащихся любви к родному краю, чувства патрио –

Тизма, интернационалистических убеждений.

 

Цитата:

Поля, лиманы, перелески,

Осенний лес в багряном блеске,

Ручьёв весенних перезвон,

И святость дедовских икон.

Кубань, Кубань моя родная,

Я лучше места нет, не знаю.

 

Оформление: портреты писателей, репродукции картин, поделки ребят по теме

 

Литература:

1.     Литература Кубани. – Краснодар: Книж. издательство, 2000г.

2.     Писатели Кубани – детям. – Краснодар: Традиция, 2007г.

3.     Нестеренко В. Наша родина – Кубань. – Краснодар: Традиция, 2008г.

4.     Литературная Кубань: Хрестоматия. – Краснодар, 1995г.

5.     Бакалдин В. Русский порт – Новороссийск . – Краснодар, 1970г.

6.     Варавва И. Бежит река Кубанушка. – Краснодар, 1980г.

7.     Варавва И. Гомон дикого паоля. – Краснодар: Сов. Кубань, 2000г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Обзор – беседа: «Литературный венок Кубани»

                                     ( для 4 кл.)

 

БИБЛИОТЕКАРЬ: Наш край – это частица великой страны. Щедра и богата Кубань. Щедра на хлеб, на таланты, на добрых людей. Много книг и стихов написано о Кубани. Яркое слово поэтов, связавших свою жизнь и творчество с кубанской землёй – тоже её богатство. Хлебороб бросает в землю зерно – прорастает колос, поэт сеет свои зёрна в душах людей, и они прорастают ростками доброты, красоты, любви. Тема Родины звучит в стихах всех  кубанских поэтов. Сегодня я познакомлю вас с творчеством некоторых из них.

НЕСТЕРЕНКО ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ.

Родился 1 августа 1951 года в станице Брюховецкой. Здесь же и окончил школу, поступил в Брюховецкий техникум, затем в Адыгейский пединститут. В 1976 году появились его первые стихи в районных газетах и журналах. В 1988 году Нестеренко В.Д. был принят в Союз писателей.

У Владимира Дмитриевича были великолепные учителя, такие как: Агния Львовна Барто, Валентин Берестов, Сергей Михалков. Поэт выпустил более 30 книг для малышей. Его произведения включены в программы учебников по кубановедению и литературы.

Главным источником тепла и света в поэзии Нестеренко В.Д. – любовь к Родине, к родному краю, к людям и их делам. Об этом выразительно говорится в его стихах «Кубань», «Тихие места», «Дорожка».(прочитать стихи)

В стихах поэт рассказывает о временах года, о труде сельских жителей. Их постоянная забота о хлебе находит отклик в сердцах читателе

            (стихотворения «Хлебушек», «Запах хлеба»)

В 2004 году Нестеренко В.Д, была присуждена премия Администрации края в области литературы, а в 2006 году поэт получил диплом за патриотическое воспитание подрастающего поколения.

БАКАЛДИН ВИТАЛИЙ БОРИСОВИЧ.

Родился 16 июля 1927 года в г. Краснодаре. Отец его был инженер – строитель и семья часто меняла место жительства, переезжая то на Дальний Восток, то на Черноморское побережье, то в Северную Осетию. Война застала Бакалдина В.Б. в Краснодаре. Оккупация родного города оставила неизгладимый след в душе поэта. На протяжении всей своей творческой деятельности Бакалдин В.Б. часто возвращался к военной теме. В 1943 году поэт уезжает в Уссурийск. Здесь, в 1944 году выходит его первый рассказ «Вовка». В победном 1945 году Бакалдин, окончив школу, возвращается в Краснодар и поступает в Педагогический институт. Его стихи  серьёзные, зрелые, появляются на страницах журналов и газет.

 (причитать стихотворения «Я не рос среди берёз», «О деревьях», «В 30 лет»)

В 1952 году выходит его первый литературный сборник «»Моим друзьям». В 1956 году поэта принимают в Союз писателей СССР. Виталий Борисович – автор многих поэтических сборников. Нам же он особенно дорог своими сборниками стихов о нашем с вами родном городе Новороссийске. Это такие сборники, как «Новороссийский салют» и «Русский порт – Новороссийск» (прочитать стихи).

Доброта и сердечность – главное в стихах поэта. Его творчество проникнуто чувством любви к родной земле, её людям, ко всему живому. На стихи поэта созданы песни, такие, как: «Над Кубанью – реченькой», «Краснодарский вальс» и др. Всего Бакалдин В.Б. написал и издал более 30 сборников стихов. Он и сейчас продолжает писать. Вышли его новые  сборники «Фронтовые поэты», «Полюшко – поле».

Ныне Виталий Борисович редактирует газету «Литературная Кубань» и руководит детской студией «Лукоморье».

ВАРАВВА ИВАН ФЁДОРОВИЧ.

Его называли певцом казачьей жизни. Родился Иван Фёдорович 5 февраля 1925 года  в хуторе Новобатайске Самарского района Ростовской области.В 1942 году окончив школу добровольцем ушёл на фронт. В битве за Кавказ, в 1943 году участвовал в битве за Новороссийск, где под станицей Крымской получил тяжёлое ранение. Вернувшись из госпиталя, принимает участие в боях за освобождение нашего города. 20 – ти летним сержантом, в победном мае 1945 года Варавва  И.Ф. оставляет свой автограф на стене рейхстага в поверженном Берлине. Награждён многими орденами и медалями ВОВ.

Первые свои стихи он написал в окопе для дивизионной газеты. Первые серьёзные публикации стихов в 1950 году вышли в журнале «Новый мир». В начале 50 – х годов выходит его первый поэтический сборник «Ветер с Кубани». Многие годы  Варавва занимался изучением и собиранием казачьего фольклора. В 1966 году он издаёт сборник «Песни казаков Кубани», «Бежит река Кубанушка». Поэт сумел сохранить колорит,  дух казацкой песни.

            (прочитать стихи «Казак ехал по долине», «Погляди вокруг»)

Самой характерной чертой творчества И.Ф. Вараввы  была и остаётся верность одной теме – Кубани, её людям. Кубанская земля с её удивительными людьми, щедрой природой глубоко запала в душу поэта, она то и определила его творческую судьбу.

    (стихи «Станица», «Бежит река Кубанушка»)

Иван Фёдорович  Варавва был верным сыном кубанской земли. Награждён медалью «Герой Труда Кубани», почётный атаман Пашковского куреня, почётный Академик Краснодарского Государственного Университета  Культуры и искусства. Скончался Иван Фёдорович Варавва в апреле 2005 г.

ОБОЙЩИКОВ КРОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Говоря о кубанских поэтах нельзя не сказать о Крониде Александровиче Обойщикове. Родился он

10 апреля 1920 года в станице  Тацинской  Ростовской области. В десятилетнем возрасте переехал с родителями на Кубань. Жил в городах Кропоткине, Армавире, Новороссийске. Первое своё стихотворение опубликовал в 1936 году. В 1940 году  окончил Краснодарское авиационное училище, сбылась его мечта стать лётчиком. Прошёл всю войну, совершил 41 боевой вылет, награждён орденом Красной Звезды, двумя орденами ВОВ, 17-тью медалями.

Первая книга стихов «Тревожное счастье» была издана в Краснодаре в 1963 году. В этом же году Кронид Обойщиков был принят в Союз Журналистов, а в 1968 году – в Союз писателей СССР.

Книгу, вышедшую в 1973 году он назвал одним словом «Благодарность». Благодарная земля, родящая хлеб, земля хлеборобов и воинов – вот темы его творчества.

      (почитать стихи «Кубань – земля такая», «Они Россию кормят хлебом», «По длинной улице села»)

В своих стихах поэт говорит о том, что нужно испытывать радость и счастье от речки, цветущего сада, родной хаты. Счастье, по мнению поэта, это благодарность за всё, что дарит нам жизнь:

Благодарю, земля, тебя,

За шелест рощ, за птичье пенье,

За молодое вдохновенье

С каким рождаешь ты хлеба,

За доброту и за терпенье

Благодарю земля тебя!

Всего поэт издал более 30-ти  сборников, семь из них – для детей. Его книги «Вот как мы живём», «»Как слонёнок летать учился» выходят огромными тиражами. На его стихи написаны песни: «Кубань – Кубань», «Беларусь», «Город – герой Новороссийск», «Песня о России». Кронид Александрович Обойщиков – лауреат краевых премий имени А. Островского и Степановой. Стихи Обойщикова  К.А. переведены на многие языки – эстонский, польский, украинский, адыгейский. Он один из авторов сборника о великих людях Кубани – «Кубани славные сыны».

Прикоснуться к поэзии Обойщикова – значит приобщиться к чему – то  светлому и до боли родному. )стихотворение «Земля родная»)

 

БИБЛИОТЕКАРЬ: Искренние строчки, идущие от сердца, зовут на труд и на подвиг во имя Отчизны, воспитывают в нас глубокую привязанность к родной земле. Поэты Кубани «вся свою звонкую силу» отдают служению Родине, родному краю. Им всем свойственно острое чувство долга перед грядущими поколениями. Поэты родной Кубани желают вам, ребята, счастливой, интересной и насыщенной жизни в родном краю.

Классный час «В гранит и камень одетые»

Памятники Новороссийска

(для начальной школы)

 

 

 

 

 

 

 

Педагог – библиотекарь            Богатикова И.А.

                                       Г. Новороссийск

 

 

 

 

Классный час:

       «В гранит и камень одетые».  Памятники Новороссийска.

Цель урока : формирование у учащихся национального самосознания, уважения к культуре и историческому наследию своего народа.

Образовательные задачи: дать информацию об истории рождения города, подчеркнуть значимость и важность событий в истории рождения города.

Воспитательные задачи: сформировать у детей уважительного отношения к историческим памятникам своей малой Родины.

       Оформление: книжная выставка от Новороссийске, электронная презентация

 

 

Ход урока:

(Слайд 1)

- Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

- Здравствуйте, те, кто грустит,

-Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

- Здравствуйте, те, кто молчит.

Библиотекарь: Ребята, давайте вспомним, как называется наш край? Наш край большой и богатый, но Новороссийск занимает в нём особое место. По меркам времени наш город молодой (в этом году ему исполнится 178лет), но он уже с гордостью носит звания: город-порт , город-герой, город-труженик. (Слайд 2 )

В полдень 12 сентября 1838 года на берег был высажен армейский десант, ведомый генерал-лейтенантом Н. Н. Раевским, героем войны 1812 года. (Слайд 3 )

Именно этот день утвержден как день основания Новороссийска.

-Тяжелой была жизнь первых новороссийцев: солдат и офицеров. Ни жилья, ни полей, ни огородов, все нужно было строить самим. Голод, непривычный климат, вызывавший малярию и другие болезни.

. Но жизнь постепенно налаживалась.

Итак, уже через год после высадки десанта, приказом военного министра, укреплению выло дано имя «Новороссийск». 

С 1839 года, когда укреплению дано имя «Новороссийск», его начальником стал  Л. М. Серебряков, который по праву признан III отцом основателем, после Лазарева и Раевского. (Слайд 4)

Основателям города был возведем памятник, и многим другим героям нашего города.

(Слайд5)

Городом-героем Новороссийском в годы Великой Отечественной было перенесено не мало трудностей и потерь. Уже через семь дней город был варварски разбомбили и разрушили. Фашисты, зная о том, что Новороссийск имеет важное стратегическое значение, сбрасывали на него зажигательные и фугасные бомбы, также морские мины, тем самым они пытались нарушить рабочий процесс на предприятиях и в порту. Но несмотря на все эти тяготы военных времен дух жителей Новороссийска не был сломлен. В 1943 году со штурма войска 18 армии генерала Леселидзе К. Н.  началось наступление Советской Армии. Ожесточенные бои велись целых шесть дней и лишь 16 сентября над городом взвилось Красное знамя.

 

Памятник воинам защитникам Новороссийска, расположенный на площади Свободы, увековечил совершенный ими подвиг. Авторами памятника являются скульпторы Шмагун и Тимошин. Открыт памятник был в 1961 год. Он предстает в виде трех мужественных фигур солдата со знаменем, моряка и партизанки, стоящих плечом к плечу. Постамент, на котором размещен памятник сделан из диорита. На боковых сторонах постамента имеются барельефы с изображением высадки десантских войск на Малую Землю.

(Слайд 6)

Памятник «Матрос с гранатой», расположенный в Новороссийске на проспекте Ленина, – одна из городских достопримечательностей. Место для установки этого памятника было выбрано совсем не случайно, именно здесь в марте 1943 г. и проходила первая линия обороны. Торжественное открытие памятника «Матрос с гранатой» состоялось 16 сентября 1972 г. и было приурочено к 29-летней годовщине освобождения Новороссийска от немецко-фашистских войск.

 

Официально памятник носит другое название «Матросу-десантнику». Высота выполненного из белого камня памятника составляет три метра, а ширина – четыре метра. Памятник представляет собой высокий постамент, на котором изображен матрос, сильно сжимающий в своих руках боевую гранату.

(Слайд 7)

Мемориал Малая земля открыли в 1982 году 16 сентября. Его авторы: Цигаль В.Е., (занимался разработкой скульптур), Хавин В.И., Белопольский Я.Б., Кананин Р.Г. (архитекторы). Памятник Малая земля посвящен отряду морской пехоты, которая провела десантную операцию в ночь на 14 февраля 1943 года под командованием майора Куникова Ц.Л.

 

 225 дней длилась оборона этого маленького участка земли, а завершилась ранним утром 16 сентября, днем освобождения всего Новороссийска. В честь этого великого события были высажены тополя в количестве 225 саженцев, обрамляющие пешеходные дорожки выходящие на главный памятник Малой земли – корабль мемориал, который некоторые местные жители в наше время по простому еще называют «Утюг». Так же за проявленную отвагу и мужество 21 войн удостоился награды высшего звания в СССР – Герой Советского Союза. После открытия памятника, он стал главным символов Новороссийска. Его в обязательном порядке посещают практически все делегации пребывающие в город, большое количество туристов и выездных экскурсий.

Авторами памятника «Матрос с гранатой» являются скульпторы Николай Иванович Никитин и Николай Кириллович Божененко. Оба они были земляками-новороссийцам и воевали на фронте, поэтому не возникает никаких сомнений, что этот памятник был сделан очень тщательно.

 

С обратной стороны камня, из которого изготовлен памятник «Матрос с гранатой», можно увидеть карту, на которой отображены все линии обороны, а также перечень подразделений и частей, храбро сражавшихся и защищавших город Новороссийск от фашистских войск.

(Слайд 8)

 Памятник адмиралу М.П.Лазареву

Открыт 12 сентября 1996 г. Памятник основателю Новороссийска адмиралу Лазареву Михаилу Петровичу. Создатели памятника - скульптор А. Суворов, гл. архитектор А. Измоденов. Бюст великого флотоводца был изготовлен в литейном цехе местного судоремонтного завода. Имя русского флотоводца и мореплавателя, осуществившего три кругосветных плавания, тесно связано с Новороссийском. В течение 1837-1839 годов на Кавказском побережье Черного моря от Анапы до Поти было высажено восемь десантов с задачей строительства фортов.

 

(Слайд 9)

Памятник неизвестному матросу

Установлен в 1960 году, скульптор Коломойцев О. А.. Натурщиком для скульптора был мичман Ковыльников Григорий Васильевич. Для местных жителей памятник представляет символ отваги, уверенности, силы и веры в защиту от нападение врагов. Матрос смотрит устремлено вглубь морских просторов, он как бы следит, чтобы до города не дошла ни одна атака врага.

(Слайд 10)

Памятник летчику-испытателю Коккинаки В.К.

Коккинаки - почетный гражданин города Новороссийска с 1970 г. Памятник открыт в марте 1975 года. Скульптор Я. Томский по проекту архитектора Л. Голубовского.

(слайд 11)

Памятник Брежневу

Памятник открыт 16 сентября 2004 года на пересечении улиц Советов и Новороссийской Республики. Автор памятника — краснодарский скульптор Николай Бугаев. Неофициальное название скульптуры — «Человек, идущий по городу». Это единственный в России памятник Брежневу. В военных хрониках есть четкие записи о решительных решениях офицера Брежнева, который воевал на территории Новороссийска с фашистскими оккупантами, а впоследствии активно помогал восстанавливать город.

И много других памятников установлено в нашем городе.

Вот и подходит к концу наш урок.

Расскажите теперь вы, что нового узнали сегодня на уроке? (ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАОУ гимназия № 5 города Новороссийска 2021 год.