Конспект открытого урока по географии в 10 классе по теме: «Транспорт мира и его состав»

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
МАОУ гимназия № 5 Новороссийск

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Конспект открытого урока по географии в 10 классе

по теме: «Транспорт мира и его состав   »

учителя географии МАОУ гимназии № 5 Журавлевой О.В.

 

Задачи урока:

развивать представления об отраслях Мирового хозяйства, Мировой  транспортной  системе, ее проблемах  и перспективах развития;

сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;

умение работать с письменными и устными текстами, таблицами, с картографическими источниками информации;

воспитывать  чувство  ответственности за сохранение окружающей природы.

Оборудование:

Карта “Транспорт мира”, атлас для 10 кл., картосхемы, презентации“Современные виды транспорта  ”, видеофрагмент “Влияние транспорта на окружающую среду”, интерактивная доска. 

Ход урока: 

1. Организация начала урока.

Приветствие учителя.

Сегодня мы продолжим знакомство с отраслями мирового хозяйства и поговорим о транспорте мира.

2.  Изучение нового материала

Беседа с учащимися.

Прочитайте тему урока. Что такое транспорт? Дайте определение  этому понятию  (Ответ: ведущая отрасль экономики).                     

Определение понятия «Транспорт – важнейшая отрасль экономики». 

ВЫВОД. Тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, т.к. транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков планеты. Происходит “сжатие” географического пространства. Сегодня благодаря транспорту не существует понятия удаленности. Выбери правильный ответ.           

Ответ: грузовой  транспорт – является отраслью материального производства так  как  не создавая  новых товаров, он  завершает   процесс производства, участвует в создании стоимости перевозимых товаров (в отличии  от пассажирского).

 Ответь правильно.  

 Ответ:  пассажирский  транспорт –  не является отраслью материального производства т.к……………….

ВЫВОД. Пассажирский транспорт не является отраслью материального производства, так как при перевозке пассажиров не создаются новые материальные блага и не завершается производство уже выработанных материальных благ.

 Назовите виды транспорта по  сферам деятельности. (Ответ: сухопутный ( ж/д, автомобильный, трубопроводный); воздушный, водный (морской и речной).

3. Работа с учебником 

Задание 1.  Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы.  Роль и значение транспорта.   

Задание 2.  Объясните роль и значение транспорта в современной экономике  

 Ответы.

Транспорт основа географического разделения труда (Г.Р.Т.) 

V и структура транспортных перевозок отражают уровень и структуру экономики.

География транспортной сети и грузопотоков влияет на размещение производительных сил.

Транспорт воздействует на размещение производительных сил, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов.

Без транспорта невозможно преодолеть территориальный разрыв между производством и потреблением товаров, услуг, расстояний между людьми.

Задание 3. Дайте определение понятия   «мировая транспортная система» (М.Т.С.).      Ответ.М.Т.С. – все пути сообщения, транспортные предприятия, транспортные средства.    К грузовому транспорту относится: сам транспорт, транспортные предприятия, перевозки грузов  и  путевое хозяйство, которое занято ремонтом и поддержанием в надлежащем состоянии путей общего использования (шоссейных, ж/д. и т.д.

4.Работа с материалами  презентации. Мини - сообщения учащихся.

1.ТРАНСПОРТ  третья ведущая отрасль материального производства, «кровеносная система хозяйственного организма». Он обеспечивает производственный процесс и региональные экономические и торговые связи. Является основой географического разделения труда и служит своеобразным индикатором уровня развития страны. Без транспорта было бы невозможно освоение новых территорий, общение людей. Работу и уровень развития транспорта оценивают по целому ряду показателей, например численность занятых в отрасли (более 100 млн. чел), протяженность транспортных путей (превышает 36 млн. км), их густота (1 км на 100 кмЛ), вес и структура перевозимых грузов (более 100 млрд. т в год), численность перевозимых пассажиров (1 трлн. чел. в год) и др. Важны и качественные характеристики: качество дорожного полотна, уровень электрификации, технический уровень транспортных средств, соотношение различных видов транспорта в грузо- и пассажироперевозках, уровень автомобилизации. Транспортные предприятия и транспортные средства образуют мировую транспортную систему. В общих чертах она может быть подразделена на две неравные по значению части (транспортная система экономически развитых и развивающихся стран). На первую группу стран приходится почти 80 % общей протяженности транспортной сети мира. Эти страны отличает высокая транспортная освоенность территории (плотность дорого) и подвижность населения. Кроме того, выделяются и региональные транспортные системы: Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, СНГ и т.д. По географическим сферам применения выделяется транспорт сухопутный (наземный), водный (морской и речной) и воздушный.

2.ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ - Железнодорожный транспорт в его современном понимании зародился в начале XIX в., хотя первые колейные дороги существовали ещё в Древнем Риме. Для многих стран железные дороги стали основным видом транспорта. В течение XIX и первой трети XX в. длина сети железных дорог быстро росла. В1836 г. Мировая протяженность железных дорог была менее 2,5 тыс. км. В настоящее время она достигла 1,3 млн. км. Железные дороги имеются в 140 странах. Железнодорожный транспорт оказал неоценимые услуги человечеству в развитии земной цивилизации. Массовые перевозки сырья, продовольствия, пассажиров и сегодня немыслимы без использования железных дорог. В XXI в. планируется строительство нескольких трансконтинентальных железнодорожных магистралей. Уже ведётся сооружение дороги протяженностью 10 тыс. км. Она пройдёт по маршруту знаменитого Великого шелкового пути и свяжет Западную Европу с Китаем. Эта магистраль откроет

кратчайший путь из Средней Азии к Персидскому заливу. Грузы из Стамбула в Пекин

будут доставляться на 25-30% быстрее, чем морским путём.

3.Морской транспорт. Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров, а число крупных портов превышает 2,5 тысячи. Среди них особо выделяются мировые порты, ежегодно перегружающие более 50 млн. тонн, - их насчитывается около 40. Чуть более десятка из них имеют грузооборот в 100 и более млн. тонн. Конкуренция на транспорте и некоторая избыточность морского транспорта привели к «бегству» флота развитых стран под «дешевые» флаги развивающихся стран. Это позволяет экономить на налогах, зарплате моряков, обеспечении техники безопасности и экологических нормативах. Чаще всего суда регистрируются под панамским, либерийским и греческим флагами.Общий грузооборот крупнейших портов  мира. Страна - Грузооборот (в млн. т),

Сингапур - 313 ;Роттердам – 307; Сянган (Гонконг) – 167; Шанхай  - 166.

4.ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ  - Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный вид транспорта. Применение авиационной техники для перевозки пассажиров, особо ценных грузов и почты началось только после Первой мировой войны. Последующее его развитие происходило стремительными темпами. В1937 г. Во всем мире было перевезено 4 млн. пассажиров, а в начале XXI в. число пассажиров увеличилось до 2,2 млрд. человек. Сеть регулярных авиалиний составляет почти 10 млн. км. Важнейшие пункты на этих трассах -1100 международных аэропортов. Из 25 ведущих аэропортов мира в Европе размещается 16, в Азии -5, в Северной Америке - 4. Ежегодно через них проходит 30 - 70 млн. пассажиров. Самые напряженные участки проходят над севером Атлантики и Тихого океана. В структуре пассажирских авиаперевозок первое место принадлежит Северной Америке - 40 %, далее следуют Западная Европа -22%, Азия - 20 %; Восточная Европа, СНГ, Южная Америка, Австралия и Океания имеют по 5 -6%. На долю Африки приходится 2 % пассажироперевозок.

5.АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ. Развитие автомобильного транспорта определяется протяженностью и качеством дорог, величиной автопарка и уровнем автомобилизации населения. Первые дороги, предназначенные специально для автомобилей, появились лишь в 1923 г. В США и Италии. В настоящее время протяженность автодорог с твердым или усовершенствованным покрытием превышает 24 млн. км. Половина её приходится лишь на 5 государств. Эти сведения просматриваются в нижеприведенной таблице.

Страны

Протяжённость автодорог (в млн. кал)

США

6,3

Индия

2,2

Бразилия

1,5

Япония

Китай

0,9

Франция

0,85

Канада

0,85

 

6. Физминутка.

7.  Рефлексия: формы рассуждение, дискуссия.

Какие меры ты предпримешь,  для  того, чтобы уменьшить воздействие транспорта на окружающую среду.

8.Географический диктант.

1.Назовите     регион, в котором обеспеченность транспортной сетью наиболее высокая.

 ( Зарубежная Европа).

2.Какие страны  находятся на территории данного региона. Соотнесите политическую карту и карту мирового транспорта (Франция, Германия, Италия, Великобритания.)

3. К какому ТИПУ стран они относятся? (  Высокоразвитые)

4. Какова плотность транспортной сети в З. Европе? (более 100 км.)

5. Назовите регионы с  наименьшей плотностью транспортной сети. Какие страны находятся на территории данных регионов.  (Африка,  Америка, Азия, Австралия)

6. К какому ТИПУ стран они относятся? (Ответ: слаборазвитые).

7.Важнейшие морские порты( Сингапур,  Шанхай,  Роттердам.)

 

9.Подведение итогов.

Какую тему изучили?

Что вас заинтересовало?

Какие задания (материал)  вызвали  наибольший  интерес (затруднения).

Ваше мнение об уроке.

10.Выставление оценок. Домашнее задание. Параграф 30

 

14.04.2015г.                                                             Журавлева О.В.

 

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

МАОУ гимназия № 5 города Новороссийска 2021 год.